Очевидно, понимая это положение, руководство
страны провело серию мероприятий в рамках
политики по снижению легитимности всех, кто в
той или иной мере имел или претендовал на более
высокую легитимность. Во-первых, единственный
озаботившийся повышением легитимности своего
капитала представитель крупного бизнеса – «ЮКОС»
– был уничтожен за налоговые грехи предыдущих
периодов. При этом все те
топливно-энергетические компании, которые до сих
пор имеют такую же непрозрачную структуру затрат,
как и «ЮКОС» времен активного сокрытия доходов,
репрессиям не подвергаются. Так что не в
налоговых нарушениях было дело, а в политике.
Во-вторых, те огромные денежные потоки, которые
ранее расходовались на предвыборные мероприятия
в субъектах федерации, вместо трат на
шалопаев-пиарщиков были перенаправлены в солидные
федеральные структуры. Результат – практически
исчезли все главы субъектов федерации с высокой
поддержкой населения, а легитимность оставшихся
глав, в силу действующих процедур назначения, не
может быть выше, чем у федеральных лидеров. В-третьих,
политика по селекции политических партий, в
результате которой в Госдуме де-факто не
осталось независимых от власти фракций.
Понятно, что все эти меры – из-за собственной
уязвимости. И все бы ничего, если бы эти
действия не наносили прямого ущерба основной
ценности российского народа – доверию, уровень
которого, по оценкам социологов, и так достиг в
1990-е годы катастрофически низких значений, при
которых начался фактический распад общества, и
доверие снижалось на всех его уровнях: от семьи
до государства. Так что России необходимы такие
государственные институты, которые будут решать
важнейшую интеграционную задачу – задачу
повышения доверия, без которого российская
цивилизация утратит культурную идентичность и
социальную целостность, а следом и экономическую,
и политическую независимость.