Едва ли можно найти в экономической истории
более яркий пример полученного в настоящем
исследовании вывода о том, что только менеджмент
может быть конечным претендентом на финансовый
результат деятельности организации. Ренты
Газпрома позволяют этой организации при
необходимости нанять для реализации своих
интересов все силовые структуры, все ведомства,
все фракции и партии одновременно, т. е. все
государство. Действительно, в настоящий момент
Российская Федерация – это всего лишь служба
безопасности Газпрома. И вот этот фантастический
бюджет непроизводственных расходов ТЭКа
благодаря предложенному здесь механизму
управления собственностью
может быть реально использован на нужды общества.
Второй пример – отрасль ЖКХ. На слушаниях
проблем этой отрасли в одном из региональных
парламентов выступал один из новоиспеченных
руководителей районов, который до этого
возглавлял предприятие, являющееся крупнейшим
налогоплательщиком этого района. Речь его была
примерно такого содержания: дайте нам немного
денежек, мы хоть трубы подлатаем. В кулуарах
спрашиваем: что это ты за чушь сейчас с трибуны
нес? А он в ответ только выдавил: «Там такие
деньги!..» – он таких на своем предприятии и не
видывал!
Имея десятилетний стаж руководства аудиторской
фирмой, выполнив несколько грантовых проектов по
исследованию коррупции в ЖКХ, неоднократно
выступая экспертом при рассмотрении ценовых
решений этой отрасли, могу с уверенностью
констатировать, что непроизводственные расходы в
отрасли далеко превышают 50 % ее доходов. И это
на фоне патологически низкого качества услуг,
разрушения жилищного фонда, угрожающего износа
коммунальной инфраструктуры и постоянно растущих
тарифов.
Самое важное в этой ситуации, что потребители
никак не могут повлиять ни на одно из
существенных условий договора оказания
жилищно-коммунальных услуг: ни на тариф, ни на
качество, ни на количество услуги. Такое
сознательно созданное законодателями бесправие
потребителей предоставляет им только одну форму
их противодействия – неплатежи. Экспертам «РКС»
[«Группа компаний «РКС»], занимавшимся ревизией
законодательства о ЖКХ, на вопрос о том, как
обеспечить собираемость платежей за услуги ЖКХ,
мною был дан ответ: дайте хоть какие-то права
потребителям, а лучше всего поставьте менеджмент
предприятий ЖКХ в полную зависимость от
потребителей, и проблема решится силами самих
потребителей. Ушлые эксперты все поняли: «Так
тогда нужно будет сделать это по всей
технологической цепочке вплоть по
электроэнергетики и Газпрома!» – сказали они. –
«Нет, с системой экономических отношений мы
связываться не будем».