Действительно, никаких эндогенных причин кризиса
плановой системы ни на концептуальном, ни на
ценностном уровне не выявлено. Все проблемы
плановой системы свалены в кучу и концептуально
не квалифицированы. Такие признаки плановой
системы, как бюрократическая собственность (в
смысле: власть принять решение, не оговоренное
контрактом) и дефицит ресурсов не есть
проявление кризисных и даже проблемных процессов.
Это сущностные для системы признаки. Она так
живет и этим движется. Такие же проявления, как
экстенсивное развитие, отсутствие обратной связи,
консервирование отсталой техники и технологии,
невосприимчивость к научно-техническому
прогрессу (НТП), закрепощение работников
государством, деформация мотивационного
механизма – не системные проблемы, а вполне
разрешимые в рамках плановой системы. Это всего
лишь проблемы недомыслия проектировщиков системы
управления в условиях завершения
индустриализации. Они полностью разрешимы такими
чисто бюрократическими инструментами, как
усложнение системы управления, делегирование
полномочий, введение новых критериев оценки
деятельности, т. е. методическими средствами в
рамках плановой системы, но никак не заменой
плановой концепции какой-либо другой.
Иерархическая координация тем и превосходит все
другие, что позволяет легко применять любые
критерии. Многочисленные примеры
восточноазиатских реализаций этой модели с
совершенно разными критериями очевидны.
В рамках модели неопределенности типов
управления нет никаких оснований утверждать, что
кривая неопределенности для иерархической
координации не может быть все более и более
пологой за счет введения дополнительных
инструментов управления. Существовали
иерархические общества в аграрную эпоху, в
период индустриализации, будут существовать и
после завершения индустриализации. Современная
Япония с уже десятилетним почти нулевым
экономическим ростом – тому яркий и
неопровержимый пример.