Доминирование мышления в процедурах принятия
решений обусловило набор известных теорий
централизованного управления экономикой, которые
возникали в связи с возникновением новых для
своего времени управленческих технологий и
методов. Как только эти управленческие инновации
(инвестиции в организационный капитал) позволяли
снизить фактическое значение неопределенности
экономики какого-либо общества ниже допустимого,
так возникала возможность создания организации,
включающей большую часть экономики этого
общества. Такова история создания всех экономик
централизованного типа, начиная с Древнего
Египта вплоть до известных коммунистических
обществ XX века. Снижение уровня допустимого
значения неопределенности ниже фактически
достигнутого (например, в связи с последующими
управленческими инновациями у конкурентов в
других государствах, а также исчерпанием
основных ресурсов) или повышение фактического
выше допустимого (в основном из-за интенсивного
или экстенсивного роста экономики), в свою
очередь, всегда приводило к крушению этих
централизованных систем управления экономикой
или из-за воздействий извне, или из-за
внутренних противоречий.
Нисколько не умаляя важность исследований
исчезновения централизованных экономик из-за
внешних воздействий (как военного вмешательства,
так и относительно мирной конкуренции территорий)
для нашего исследования наиболее важно понять
процессы внутреннего разложения централизованных
систем управления экономикой. К сожалению, почти
все современные экономические теории
централизованного управления экономикой служили
целям противостояния капиталистической
либерально-рыночной и коммунистической
планово-централизованной систем, доказывая или
несостоятельность или историческую неизбежность
централизованной системы управления экономикой,
никак не обслуживая задачи проектирования этой
системы, а уж тем более и сущностного для нее
развития. Вместо научной критики и развития
концепции централизованной экономики этим
предметом занимаются не ученые, а идеологи,
которые делятся на две группировки, которые так
и хочется назвать в старой византийской традиции
– клеветниками (обвинителями) и апологетами (защитниками).