3.7.2.
Собственник организационного капитала.
Модель ренты конечного претендента (ренты
управленца)
Вокруг оценки деятельности менеджеров и способов
определения их вклада в стоимость конечного
продукта организации имеется обширная научная
литература и у нас, и за рубежом. Не вдаваясь в
подробности научных дискуссий по этому поводу,
необходимо заметить, что оценка деятельности
менеджеров всегда определяется в зависимости от
того, чей заказ они выполняют. Так, в
коммерческих организациях оценку деятельности
менеджеров инвесторы осуществляют по результатам
удовлетворения своего заказа на размещение
инвестиций, в условиях потребительской
кооперации потребители оценивают менеджеров по
качеству удовлетворения потребностей в продукции,
а в организациях рыночной инфраструктуры
владельцы человеческого капитала – работники,
изобретатели, предприниматели (т. е.
пользователи этой инфраструктуры) – оценивают
менеджеров по результатам использования их
способностей и конкурентных преимуществ. Общее
же во всех этих случаях одно: эти оценки влияют
на изменяемую часть вознаграждения менеджеров, а
основная часть зависит от величины управляемых
ими организаций (т. е. оценок ранее
разработанных и реализованных ими норм). В
централизованной экономике, некоммерческих
иерархических организациях вознаграждение
менеджеров зависит исключительно от размеров
организаций и варьируется только в зависимости
от способов измерения этих размеров. В условиях,
когда заказчиками деятельности организации
являются или инвесторы, или трудовые коллективы,
или потребители, менеджеры обычно вступают в
сговор с ними по поводу дележа прибавочной
стоимости, созданной усилиями двух других
потенциальных заказчиков. В условиях же заказа
со стороны вышестоящего менеджмента вся
прибавочная стоимость распределяется
менеджментом только в форме ренты управленца.
Учитывая, что сплоченные сетевые группы
менеджеров, поставивших свои интересы выше
интересов управляемых ими организаций (т. е.
бюрократия) независимо от модели
социально-экономических отношений, в условиях
любой модели координации хозяйствующих субъектов
легко реализует свои базовые интересы, то
проблема управления рентой управленцев
оказывается столь трудноразрешимой и обсуждаемой
для ученых, сколь универсальной и инвариантной
для всех управленческих культур.