При высоком уровне трудоемкости, низкой
фондоемкости и (или) возрастном трудовом
коллективе модель ренты лояльности может
де-факто из-за изменения структуры акционеров
перейти в проект власти трудового коллектива, с
его вышеуказанными проблемами недофинансирования,
пониженных темпов научно-технических
нововведений, власти продавца и появления
остаточного претендента. Избавление от этих
проблем возможно только с помощью реализации
контрпроекта, уравновешивающего проект власти
трудового коллектива, т. е. через реализацию
проекта власти покупателя, по которому
покупателям всегда гарантируется половина
голосов на собрании собственников организации.
Учитывая вышеуказанную критику в отношении
проектов кредитного контроля и власти трудового
коллектива, необходимо добавить, что эти проекты
не соответствуют критерию Шумпетера: кредитные
доходы вообще не зависят от накопления знаний и
скорости технического прогресса, а власть
трудового коллектива снижает восприимчивость
организаций к нововведениям. Это еще один, но
самый важный для рассматриваемой здесь модели
организации аргумент в пользу исламской модели
экономики и в ограничении власти продавца. Также
критерий Шумпетера не применяется и при
реализации проекта власти государственных и
муниципальных чиновников (государственного
капитализма или бюрократической разновидности
рыночного социализма), учитывая все разнообразие
асимметрий этой модели чиновникам просто не до
научно-технических нововведений. У них другие
цели и другие стратегии.