Теоретики фирмы называют следующие причины
микроэкономической замены рыночной координации
иерархической:
1) некоторые люди
предпочитают «работать под управлением других» [113, с.
15], соглашаясь получать меньше рыночной цены;
2) существует желание управлять, платя другим больше
рыночной цены [113, с. 16];
3) потребители предпочитают «блага, произведенные
фирмами, а не как-нибудь иначе» [113, с. 16];
4) «существуют затраты использования ценового механизма»
[113, с. 16], включающие поиск информации о ценах на
рынке, проведение переговоров, заключение контрактов,
налоги с продаж;
5) долгосрочный контракт, в котором «детали поставки…
определяются покупателем позже» и «направление ресурсов…
начинает зависеть от покупателя», предприниматель в этом
случае «может получать факторы производства по меньшей
цене, чем представил бы вытесненный им рынок» [113, с.
18]; при заключении долгосрочного контракта стороны
находятся в условиях конкурентного выбора, а после
заключения соглашения, предусматривающего некоторые
специфические инвестиции, оказываются в ситуации
двусторонней монополии, позволяющей осуществить захват
управления или «оппортунизм» (присвоение всей прибыли от
чужих инвестиций);
6) способ платежа, при котором «фиксированный доход
гарантируется некоторым участникам производства, а
дающий гарантию человек берет себе остаточный и
колеблющийся доход» [113, с. 19];
7) «уверенные в себе и азартные принимают на себя риск
или страхуют сомневающихся и робких, гарантируя им
заранее определенный доход в обмен на результат труда»
[113, с. 27];
8) длительность «переговоров о сделке между независимыми
сторонами» [240, с. 35–36];
9) «большее разнообразие и большая точность инструментов
управления, которые могут быть использованы для
внутрифирменной деятельности (в сравнении с межфирменной
деятельностью). Фирма не только имеет конституционные
полномочия и дешевый доступ к требуемым данным,
позволяющим ей более точно оценивать свои действия (как
настоящие, так и ex post), чем это доступно
покупателю, но она одновременно располагает более
точными инструментами поощрений и штрафов (которые
включают возможность увольнения, продвижения по службе,
вознаграждения и процессы распределения внутренних
ресурсов)» и «обладает относительно эффективными
механизмами разрешения конфликтов» [240, с. 36];