Таким образом, в условиях обособляющей культуры
хозяйствующие субъекты во главу угла своей деятельности
ставят минимизацию индивидуальных рисков, а не
эффективность. Из показателей эффективности в такой
системе отношений на первый план выходит общественная
эффективность, количественно определяющая качество
инвестиционных вложений в человеческий капитал. Под
общественной эффективностью здесь понимается не
минимизация суммарных общественных издержек, а применение
для оценки эффективности как стандартных показателей
общественной эффективности (количество рабочих мест,
уровень оплаты труда, социальные расходы и т. п.), так
и сравнительных показателей общественной эффективности (динамика
роста заработной платы по проекту в сравнении с
национальным и мировым, уровень социальной защищенности,
динамика инвестиций в социальную сферу в сравнении с
национальным и мировым и т. д.)
Такую модель координации называют также несовершенной (монополистической)
конкуренцией и социально ориентированной экономикой.
Наиболее известным идеализированным объектом такого рода
является исламская модель экономики и, с некоторыми
оговорками в связи с концептуальной незавершенностью, к
числу идеализированных объектов можно отнести шведскую и
югославскую модели социализма.
3.2.3. Уравнительная
культура: однородная децентрализованная сетевая
координация
В
рамках уравнительной культуры мы имеем противоположную
ситуацию – устойчивость и деловых связей, и внутренних
бизнес-процессов. Приоритетными в этих условиях являются
инвестиции в изменение поведения поставщиков и
потребителей, обеспечение их доверия к предприятию, что
в целом называется инвестициями в социальный капитал.
Такой тип инвестиций неизбежно приводит к консервации
внутренней и внешней среды бизнеса. «Жесткие» бюджеты не
позволяют производить крупномасштабные инвестиции за
счет внешних источников финансирования, а «жесткие» цены
не позволяют получать сверхприбыли и осуществлять
крупномасштабные инвестиционные проекты за счет
собственных средств.