Конкурентные преимущества и монопольное положение на
рынке, являющиеся квинтэссенцией экономической
реализации принципа неравенства в условиях
индивидуалистической культуры, порождают неэквивалентный
обмен и однонаправленные денежные потоки. Для
обеспечения их устойчивости необходима комплиментарная
этика участников деловых отношений, иначе отношения
имеют высокий риск быстро перейти к катастрофической
неустойчивости. С другой стороны, рыночный характер
отношений, обусловленный принципом индивидуализма,
подталкивает участников сделок к введению друг друга в
заблуждение относительно реальной стоимости товаров.
Нравственность неоднородной децентрализованной
координации можно охарактеризовать как комплиментарный
обман.
История развития такого типа экономических систем знает
огромное разнообразие нравственных норм, обеспечивающих
комплиментарность неравных рыночных отношений.
Ближневосточные религии (иудаизм, христианство, ислам)
возвели в ранг религиозной добродетели такие нормы, как
прощение долгов, милостыню и благотворительность,
осуждение или запрет взимания всевозможных процентов и
приравниваемых к ним иных форм однонаправленных денежных
потоков, азартных игр и т. п. Особой формой таких норм
стала распространенная на большей части Евразии этика «справедливых»
воров и разбойников, своими действиями
перераспределяющих богатства от богатых бедным после «несправедливой»
торговли. Цель всех этих систем морали заключается в
снятии социальной напряженности, порождаемой нарушением
несимметричным обменом принципа справедливости, и тем
самым в повышении устойчивости этой столь неустойчивой
модели координации.
«Мягкость»
бюджетов и цен порождает общество обмана каждым всех при
уверенности в своей моральной вине, нечестности. Именно
в этой самооценке проходит известная цивилизационная
граница между католиками и протестантами, последние из
которых, отказавшись от таинства покаяния, практически
полностью порвали с ближневосточной культурной традицией
и стали формой западной цивилизации.