Система бюджетов, обеспечивающих максимальную
устойчивость хозяйствующего субъекта, должна быть
нацелена на получение дохода от любого типа
конкурентного преимущества или, говоря другими словами,
монопольного положения на рынке. Такое бюджетирование
также требует централизации принятия финансовых решений.
Рыночный доход от неэквивалентного обмена или, иначе
говоря, однонаправленного (рентного) финансового потока,
который можно условно назвать «маржой», возникает в
результате получения предприятием разницы между оценками
обмениваемых покупателем и продавцом товаров в связи с
различием рыночного статуса участников обмена.
Формирование финансового результата в форме маржи
принципиально отличается от формы прибыли не только тем,
что целью инвестиций здесь является не физический, а
человеческий капитал, и не тем, что причиной ее
появления являются конкурентные факторы, а не разница
между валовой маржой и постоянными расходами, но в
первую очередь тем, что маржа является стоимостной
формой измерения риска, риска потери своего
конкурентного преимущества. Целевым бюджетом в этом
случае будет не прибыль, используемая на развитие
материальной базы предприятия, а добавленная стоимость,
включающая оплату труда как исполнителей текущей
деятельности организации, так и обеспечивающих ее
развитие, при этом разделить одно от другого обычно
бывает весьма проблематично.
С
точки зрения статистических показателей такая система
бюджетирования минимизирует дисперсию финансового
результата при условии роста дохода. Маржа, как
финансовая форма конкурентного преимущества и мера риска,
становится параметром порядка экономики, функционирующей
в условиях обособляющей культуры. Эта модель
обуславливает неоднородную (асимметричную)
децентрализованную координацию хозяйствующих субъектов,
диктующую обществу определенную систему нравственных
норм.