Главная >
Наука и практика
> М.Ю.Савельев Мультикультурный
институционализм
Западная модель демократии в Японии так же, как и в
обществах с сетевой координацией, оказалась избыточной:
послевоенная история не знает ни одного случая, чтобы именно
демократические механизмы обеспечили принятие какого-либо
стратегического для страны решения. Это происходит из-за
принципиально иного восприятия права в дальневосточной
традиции, выразившегося в формуле «право хорошо для варваров».
Исходя из конфуцианской этики, «в своем поведении человек
должен руководствоваться не юридическими мотивами, а стремлением
к гармонии и миру. Согласительные процедуры ценнее
правосудия, и конфликты следует гасить путем посредничества,
а не решать правовым путем» [68, с. 27]. Эта ситуация
устойчиво сохраняется и в Китае, и в Японии.
Такова судьба и рыночной координации. Япония являет собой
современное общество, основанное на формальном примате
частной собственности при плановой координации субъектов
хозяйствования, несмотря на то, что система законодательства
полностью соответствует западным стандартам. Реальная задача
вестернизации японского права была одна – обеспечить равные
условия деятельности японских предприятий во
внешнеэкономических отношениях с Западом. По сути, японская
экономика выглядит как общенациональный холдинг
транснациональных корпораций. В этом направлении
эволюционирует и Китай.
Важнейшим достижением собственно китайской культуры является
выработанная сетевая модель самоорганизации китайской
диаспоры – модель адаптации культуры к существованию вне
базовой модели государственного управления. Исторические
корни этой системы – в континентальном Китае, часто
страдавшем от внешних завоевателей и произвола местных
властей. В результате китайское общество приобрело
склонность к риску. Вне Китая сетевая координация китайской
диаспоры выступает уже как базовая система управления и
легко адаптируется к любым местным системам (разве что кроме
индийской).
Страница 206 из 487 «Первая
Оглавление
<
204 205
206 207 208
>
Последняя»
|