Страница
35 из 487 «Первая
Оглавление
<
33
34
35 36
37
>
Последняя»
· скорость
верификации научных выводов в различных предметных
дисциплинах социальных наук существенно различается:
если в большинстве микроэкономических и значительной
части макроэкономических разработок для верификации
достаточно двух больших экономических циклов (один – на
экспериментальное, второй – на массовое применение),
после которых эти разработки попадают в учебники, то в
большинстве социологических разработок срок верификации
измеряется поколениями (как это было, например, с
экспериментом строительства коммунизма); это приводит к
тому, что в практике управления одновременно применяются
и научно верифицированные разработки, и
экспериментальные, и гипотетически истинные, что
существенно искажает, затрудняет, а нередко и вообще
исключает верификацию на истинность научных выводов;
· значительная
часть научных исследований и разработок в силу
существующего методологического и предметного
разнообразия, по сути, не обладают признаками новизны, а
являются или новыми классификациями всем известных
фактов, или применением всем известного способа в
отношении нового объекта и т. д., т. е. ничем не
отличаются от решения обычной сложной профессиональной
задачи, которую по действующим стандартам должен уметь
решать любой выпускник вуза; это создает огромный и
малоприменимый в практике объем научной информации;
· объем научной
(а тем более профессиональной) информации по каждому
существенному предмету исследования таков, что
значительно превысил индивидуальные возможности его
усвоения.
Таким образом, профессионалы, занятые подготовкой
будущих профессионалов, не обладают надежными
основаниями для выбора тех или иных знаний для
трансляции, не имеют критериев определения структуры
этого знания, не способны успевать за изменениями знаний.
Такая ситуация порождает один из двух сценариев развития
вузовского образования. Или в основу образовательного
фильтра кладется ненаучное, обычно
пропагандистско-идеологическое основание, как это было в
СССР и сейчас можно наблюдать в западных бизнес-школах,
обслуживающих идеологему «обналичивания» любой идеи. Или
фильтр, по сути, отсутствует, и образование приобретает
ярко выраженные эклектические черты и в итоге утрачивает
границу с непрофессионализмом, как это произошло сейчас
в вузах России.