Страница
34 из 487 «Первая
Оглавление
<
32
33
34
35
36
>
Последняя»
· дифференциация
научных дисциплин породила высокое разнообразие
профессиональных языков, имеющих не объектные, а предметные
онтологические основания; например, вместо объекта –
общества ныне изучаются отдельные предметы: право,
экономика, политика и т. д., каждый из которых имеет
свое предметное разнообразие (например, в экономике –
языки различных школ и направлений экономической теории
и менеджмента);
· если в эпоху
Просвещения научные языки, описывающие отдельные объекты
исследования (душу, природу, человеческое тело, общество),
были высшими языковыми уровнями профессионального
сообщества, культивировавшимися четырьмя факультетами
классического университета; в XIX веке появились
наднаучные языки частных методологий каждого из этих
научных языков, что породило возможность дифференциации
научных языков и формирования отдельных научных языков
каждого предмета исследования, то в ХХ веке началась
дифференциация частных методологий, что поставило
практически непреодолимый барьер на междисциплинарном
взаимодействии даже между научными группами,
исследующими один предмет, но стоящими на разных
методологических основаниях, не говоря уже о
сверхсложном взаимодействии между исследователями разных
предметов;
· с одной
стороны, значительное количество исследований
большинства элементов социальной системы не позволяет
сделать какие-либо корректные научные обобщения, так как
эти элементы существуют как единичные, уникальные
феномены (таковыми являются, например, цивилизации); а с
другой стороны, большинство проектов, осуществленных с
профессиональной точки зрения на очень высоком уровне,
даже более высоком, чем значительная часть научных
разработок, тем не менее, не обладают признаками
научности, так как они неповторимы из-за уникальных
средств управленческого воздействия в условиях
конкретной управленческой ситуации; при попытке же
выдачи этих проектов за научные результаты их
тиражирование приводит к существенному снижению их
результативности, что нередко дискредитирует и сам
проект, и науку;