· при
стратегическом значении организации для
макроэкономических процессов (например, в случае
производства в ней основного ресурса для другой
отрасли экономики) непосредственных покупателей
разумно заменить конечными потребителями,
переведя тем самым их в разряд организаций,
управляемых не в рамках частного, а в рамках
публичного права; такая модель есть отраслевая
форма самоуправления и самоорганизации
потребителей, сродни территориальной форме –
муниципалитетам.
Необходимо заметить, что выбор между этими
моделями не связан с определением того, какая
форма координации выгоднее: рыночная или
административная. Критерий эффективности здесь
неуместен. Административная власть потребителя
эффективна везде, где реально, а не «в принципе»
отсутствует рыночная власть потребителя.
Следующая задача с большим количеством вариантов
проектирования – определение компетенции
получивших административную власть потребителей.
К компетенции потребителей в этом случае разумно
отнести не только те вопросы, которые обычно
относятся к компетенции учредителей или
акционеров организации, но и некоторые
существенные условия деятельности организации,
традиционно относимые к компетенции менеджмента,
но со специфическими ограничениями в вариантах
принятия решений по этим вопросам. Вот
ориентировочный перечень административных
компетенций потребителей:
· назначение
руководителя (группы менеджмента), разумный срок
назначения – один инвестиционный цикл;
· утверждение
инвестиционных проектов (бизнес-планов), статус
которых должен соответствовать статусу контракта
с руководителем (группой менеджмента) с
ответственностью в случае его невыполнения;
существенными условиями этого контракта должны
стать структура бюджетов и бизнес-процессов
организации, маркетинговая, производственная и
финансовая политика, существенные условия
будущих контрактов с потребителями, трудовым
коллективом, инвесторами и прочими поставщиками;