Решение этих социально-экономических и
политико-экономических проблем возможно только
при обязательном использовании одного
инструмента – власти конечного потребителя благ
этих инфраструктур. Такие решения, как
назначение руководителя, утверждение
инвестиционных проектов и институтов контроля их
исполнения, обеспечения полной открытости
бизнес-процессов и бюджетов (в том числе с
использованием IT-технологий), определение
ассортиментной, ценовой, сбытовой и прочих
маркетинговых политик для всех вышеперечисленных
примеров могут находиться только в компетенции
потребителей (их представителей). Таков базовый
принцип существования организаций в условиях
сетевой координации. С политико-экономической
точки зрения его можно назвать принципом
тотальной демократии. «Всамделишной»
демократии, до которой западным и либеральным «как
бы демократиям»
не дорасти никогда. Кстати, вышеуказанные нормы
могут быть применены и к самим властным
государственным институтам, включая отдельные
ведомства, оказывающие значительную часть услуг,
отнесенных к исключительной компетентности
государства.
Возможны и промежуточные формы власти покупателя.
Это происходит в тех случаях, когда власть
покупателя приводит к повышению
конкурентоспособности некоторой части цепочки
его поставщиков сырья, полуфабрикатов,
предварительных работ и услуг. В этом случае в
зависимости от доминирования тех или иных
особенных инвестиций возникают или вертикально
интегрированные структуры или трудовые
кооперативы. Эти модели в научной и специальной
литературе достаточно подробно описаны и
содержат обширный методический инструментарий их
создания и функционирования.
Модель
представительной демократии по сути
этого понятия демократией не является, а
скорее должна быть классифицирована как
разновидность олигархического или
аристократического правления. Явные
доказательства этого замечания можно
найти в общедоступных источниках,
например у Энтони Б. Аткинсона (Anthony
B. Atkinson) и Джозефа Юджина Стиглица
(Joseph Eugene Stiglitz) [24, с.
417–421].