Необходимость поиска общих оснований принятия
решений, при условии противоречащих друг другу
интересов заинтересованных лиц, формирует
специфичные для этой культуры управленческие
языки с общеприменимыми, т. е. с широкими
смысловыми диапазонами и неформализованными,
размытыми, доступными для интерференции смыслами.
Примерами таких искусственных профессиональных
языков можно назвать различные языки
управленческой психологии, применяемые, например,
при решении задач мотивации работников.
Доминирование усилий по разработке технологий
согласования и арбитража над усилиями по
развитию технологий коммуникаций и мышления
характерно для этой управленческой культуры.
Слабым местом здесь становятся разработки
технологий сплочения как наименее востребованных
практикой.
Из числа ролей менеджеров в принятии решений по
Минцбергу доминирующей ролью в этой
управленческой культуре является роль
предпринимателя – создателя бизнес-идей,
знаниевых конкурентных преимуществ.
Соответственно задаче использования конкурентных
преимуществ сложилась иллюзия, что доминирующей
сферой экономических отношений является
распределение дохода в соответствии с этими
преимуществами. Противоречия в этой сфере и
оказалось в центре внимания научных направлений
социалистической и реформистской ориентации.
Нормотворчество в форме выработки общих
оснований снятия противоречий между лицами с
разными интересами породило соответствующую
этому модель права, которое воспринимается как
средство трансляции знания в общественные
отношения. Норма права с этой точки зрения
должна соответствовать более общей норме –
доктрине. Доктрина здесь является основным
источником права, образцовой правовой системой –
доктринальное право, доминирующей правовой
семьей – гуманитарное (социальное) право [1]
[233, с. 22]. Самым ярким примером такой модели
права можно с уверенностью назвать исламское
право. Меньшее распространение во времени и
пространстве получили модели права,
ориентированные на иудейские, христианские и
марксистские доктрины. В этом направлении
развивается и современное европейское
континентальное право.
В гуманитарное (социальное)
право включаются нормы по вопросам науки,
культуры, образования, обмена
информацией, контактов между людьми, но
особенно обеспечение гражданских,
политических, экономических, социальных
и культурных прав человека [40, с. 389].