Очевидно, что такое изменение налоговой и
социальной политики также не является устойчивым
решением в рамках демократических средств
принятия решений. Обеспечение устойчивости этих
изменений возможно только в условиях диктатуры
или при принятии критерия Шумпетера в качестве
ценностного основания таким образом, как это
происходит при включении в правовую доктрину
какой-либо не изменяемой ни демократическим, ни
авторитарным способом нормы.
Проект контроля профсоюзов по отношению к
критерию Шумпетера можно охарактеризовать двояко.
С одной стороны, трудовой коллектив – основной
источник накопленных организацией знаний. С
другой – продавец, прямо заинтересованный в максимизации
дохода от своего доминирующего положения.
Проектное решение на уровне норм права требует
закрепления прав трудового коллектива (включая
предпринимателя) на инвестированные в
организацию знания с целью обеспечить
стимулирование каждого работника на
знаниепроизводящую деятельность. Средств
обеспечения выполнения этой задачи может быть
множество. Но некоторые важнейшие требования к
решению можно сформулировать однозначно.
Деятельность работника складывается из двух
составляющих – из выполнения уже
действующих в организации норм и из участия в
изменении этих норм. Профсоюзный диктат
работодателю есть второй тип деятельности, прямо
направленный на изменение норм. Но на такое
изменение норм, которое сокращает ресурс
развития организации (минимизирует инвестиции),
а следовательно, требует законодательного
ограничения. И антимонопольных средств здесь
явно недостаточно. Необходимы нормы права, как
минимум нейтрализующие деструктивное для
организации изменение норм ее деятельности, что
легче всего достичь правовыми гарантиями
получения дохода работниками от инвестиций в
знания организации, а не только получением
вознаграждения за выполнение уже существующих
норм. Эти два вида доходов не могут
регулироваться одной отраслью права, так как
виды деятельности, приносящие эти доходы,
принципиально отличаются друг от друга:
исполнение нормы приносит доход в пределах цикла
реализации, а изменение нормы – в пределах
инвестиционного цикла. Следовательно, правовые
гарантии получения дохода от изменения норм
деятельности относятся к праву, регулирующему
инвестиционную деятельность. Изменение норм –
это инвестиционная деятельность, а не трудовая.
Необходимо
понимать, что решения в условиях
диктатуры – устойчивы, но само решение
об установлении диктатуры крайне
неустойчиво.