Такой проект
в силу вышеперечисленных причин не получил
широкого распространения и оказался
неконкурентоспособным в национальном масштабе во
многих странах из-за невосприимчивости к
научно-техническим нововведениям. Устойчивой
такую модель можно считать только в отношении
отраслей с низкими темпами научно-технического
прогресса, низкой фондоемкостью и высокой
трудоемкостью одновременно, что совпадает
довольно редко. Иные случаи возникновения
организаций под управлением работников возможны
только при изменении принципов общественного
самоопределения с точностью до наоборот (с
индивидуализма – на коллективизм, с неравенства
– на равенство) и соответствующего перехода к
сетевой модели координации хозяйствующих
субъектов.
В-пятых, при снижении инвестиционной активности
в отрасли единственным средством противостоять
захвату предприятий работниками инвесторы видят
в проектах государственного капитализма или
бюрократического варианта рыночного социализма,
при которых власть в организации переходит к
государственным или муниципальным чиновникам.
Менеджмент в этом случае подвержен двум
следующим асимметриям при принятии решений. В
случае доминирования смежников менеджмент
легитимно или коррупционно ориентируется на их
заказ в огосударствленной организации, что
обычно именуют государственным капитализмом.
Здесь возможны два варианта: доминирование
обычно легитимного заказа потребителя приводит
к формированию иерархической системы координации
(как, например, в оборонно-промышленном
комплексе России, ОПК), а доминирование обычно
коррупционного заказа поставщиков неизбежно
заканчивается приватизацией. Доминирование
заказа менеджмента, как особой группы
поставщиков норм деятельности организации, также
неизбежно заканчивается приватизацией. В случае
доминирования трудовых коллективов (например,
при введении выборности руководителей или просто
дефиците трудовых ресурсов) реализуется
предыдущий проект власти трудового коллектива,
со всеми вытекающими отсюда недостатками
рыночного социализма.