Различные, в первую очередь социалистические и
реформистские теории, терпимо относящиеся к
частной собственности, связаны с поиском
реальных изменений в фактических общественных
отношениях, свидетельствующих о постепенном
перерождении частной собственности в
общественную. Среди таких фактов называются
развитие парламентаризма, усиление профсоюзов,
рост кооперации и государственного сектора
экономики, расширение прав муниципалитетов,
преимущественное развитие акционерных обществ,
интернационализацию экономики, отделение функции
управления от владения капиталом, различные
системы социальных гарантий и государственного
регулирования экономики, выдвижение
научно-технического прогресса в качестве
основного фактора экономического развития. Эти
факты легли в обоснование всевозможных
социалистических и реформистских концепций и
теорий: демократического, рыночного и
национального социализма, смешанной экономики,
социального плюрализма, трансформации
капитализма, диффузии собственности, социального
партнерства, революции управляющих, конвергенции,
планового (организованного) и народного
капитализма, государства всеобщего благоденствия,
депролетаризации, демократизации капитала,
нового среднего класса, общества потребления,
индустриального, постиндустриального,
технотронного и постбуржуазного общества, стадий
общественного развития. Научной основой этих
проектных решений стали в основном кейнсианство
и институционализм.
Это «пиршество мысли» нас интересует с точки
зрения предложений по изменению исследуемого
проектного решения деятельности организации.
Во-первых, собственность на средства
производства в силу существенного участия
государства в распределении доходов через
фискальную систему становится в некоторой
степени достоянием демократического государства,
и все лица, имеющие гражданские права, участвуют
в распределении этого дохода на разнообразные
социальные нужды. Муниципальный проект
перераспределения принципиально не отличается от
государственного, а лишь усиливает влияние
отдельных людей на принятие решений в связи с
меньшей численностью населения муниципалитетов.
С этой точки зрения небольшие государственные
образования, в том числе и члены больших
федеративных государств, принципиально ничем не
отличаются от муниципалитетов. Критерий
распределения в этом случае превращается из
критерия распределения прибыли пропорционально
инвестициям в сложнейшее проектное решение,
имеющее форму государственных и муниципальных
институтов, обеспечивающих функционирование
налоговой системы и системы социального
распределения.