Вторым признаком организации называют цель. Но уже из
анализа сетевой и неоднородной рыночной координации
видно, что система норм организации выходит за пределы
описания результатов деятельности, а явным образом
фиксирует еще и процесс получения этого результата.
Кроме того, цель имеется и при взаимодействии
индивидуальных хозяйствующих субъектов в условиях
однородной рыночной координации, т. е. без возникновения
организаций. Она определяется договором товарообмена,
так как он содержит в себе существенные условия
результатов деятельности. Следовательно, организация
предполагает наличие развернутой системы норм
деятельности, которую обычно именуют проектом –
совокупностью нормативного описания результатов (цели) и
процесса деятельности. На это прямо указывает и анализ
правовых отношений внутри организации: «Именно право
контроля или вмешательства, право указывать слуге, когда
работать (в рабочие часы), а когда не работать, что
делать и как делать (в рамках службы), является
важнейшей характеристикой в этих отношениях и отделят
слугу от независимого подрядчика или того, кто просто
обязался передавать нанимателю плоды своего труда» [113,
с. 31].
Очевидно, что проект предполагает границы деятельности
и временные рамки. Но возникает вопрос о более
развернутом представлении содержания проекта
деятельности организации. Какие функциональные позиции и
роли в разделении труда и обязанностей необходимы для
реализации любого проекта?
Ответ на этот вопрос содержится в модели, разработанной
в теории деятельности под названием «Кооперативная
система деятельности» [13, с. 283]. Эта модель послужила
основанием для разработки методики проектирования
управленческих бизнес-процессов, которая разработана
автором и представлена в ряде работ [73; 176]. В ее
рамках видно, что существует два вида бизнес-процессов:
исполнительские и управленческие. Управленческий
бизнес-процесс делится на три последовательные стадии:
прием заказа, проектирование и обеспечение реализуемости
проекта, для реализации каждой из которых управленец
привлекает соответствующие экспертные сервисы (специалистов,
обладающих определенными управленческими способностями),
которые и составят функциональные и линейные
подразделения структуры управления.