Реализация принципов неравенства и коллективизма
выражается в унификации людей по множеству факторов и
порождает разнообразное общество с заинтересованностью
людей друг в друге. Воспроизведение таких отношений
формирует важнейшую проблему многофакторноунифицирующей
культуры: консолидация общества, унификация разделения
труда, социальная инженерия, экономическая и военная
мощь, единомыслие, монополизация власти, террор,
отрицание культурно-исторического контекста развития
общества, в ХХ веке определенную как тоталитаризм.
Снятие этого противоречия стало возможным при введении в
культурный контекст в качестве стержневого ценностного
средства принятия решений категории «добродетель», как
милосердия вышестоящих к нижестоящим и уважения
нижестоящих к вышестоящим.
Это ценностное средство в определенных
социально-исторических ситуациях разворачивается в
соответствующих социоцентристских идеологиях, наиболее
полными из которых являются конфуцианство и идеология
современной Японии. Тоталитарные идеологии от легизма до
фашизма и сталинского социализма не фиксируют базовое
противоречие модели постулируемого ими общества в
качестве проблемного, требующего разрешения искусственно
вводимыми ценностными основаниями добродетели, пытаются
использовать это противоречие как конкурентное
преимущество и тем приводят общество к саморазрушению.
Тоталитаризм – не тип общества, а проблема определенного
типа культуры, которая устраняется или соответствующим
культуре идеологическим развитием общества или его
разрушением.