Можно наблюдать важнейшую закономерность предложенной
культурологической классификации: по оси от отчуждающей
к консолидирующей культуре количество норм,
регламентирующих деятельность людей, нарастает.
Обособляющая и уравнительная культуры на этой оси
занимают промежуточное положение с существенными
различиями между ними в типах доминирующих норм. Если
рассматривать развитие общества как увеличение и
усложнение норм деятельности (что мы наблюдаем как
реальный эмпирический факт), то принятие консолидирующей
культуры является направлением развития человечества во
всемирно-историческом масштабе, а отчуждающая культура,
доминирующая ныне только в цивилизации Запада, должна
рассматриваться как наиболее молодая и недооформившаяся
культура из числа ведущих глобальных сообществ.
Учитывая всемирно-исторический характер отмеченной
тенденции, данное следствие не отрицает существование
гипотез об обратной тенденции: сокращение числа норм при
изменении общественных отношений за счет вывода из
деятельности неактуальных для общества норм, а также
сжатие нормативного содержания при перепроектировании
норм. Исторические примеры реализации обеих гипотез
легко можно найти во всех достаточно изученных культурах.
Механизм сжатия нормативного содержания заключается в первую
очередь в том, что нормы, ранее используемые на
некотором уровне (например, на оперативном,
стратегическом или концептуальном), переопределяются на
более абстрактном уровне (например, на, соответственно,
тактическом, методическом или категориальном), вплоть до
самого высшего нормативного уровня ценностей. Очевидно,
именно так возникли ценностные нормы, например, в
западной цивилизации – «частная собственность» или в
исламской – «не бери процентов».
Вторым следствием результатов построения вышеописанной
модели является утверждение, что гуманистические
ценности, которые «недоокультуренные» аборигены западной
части Европейского полуострова пытаются выдать за
общечеловеческие, принижая или отрицая при этом базовые
ценности других, более древних и культурно развитых
цивилизаций, в действительности общечеловеческими не
являются. Реально общечеловеческой может быть только
система ценностей, в которой ценности всех глобальных
культур признаются равнозначными. Следовательно,
общечеловеческие ценности должны содержать намного
больше норм, как по их числу, так и по глубине
регламентации человеческой деятельности. Существующее же
представление об общечеловеческих ценностях не может не
рассматриваться иначе, как использование ценностей
свободы, иных прав человека западной цивилизации,
демократии в качестве инструмента неоколониализма.