Эти ценностные средства в определенных
социально-исторических ситуациях разворачиваются в
соответствующих теоцентристских и знаниецентристских
идеологиях, наиболее полно раскрытых в мировых
религиозных системах: брахманизме, даосизме,
дальневосточном буддизме, иудаизме, исламе,
огосударствленном христианстве. С этой точки зрения
большая часть социалистических идеологий относится к
этому типу культуры, а соответственно, и большинство
социалистических моделей хозяйствования тоже
идентифицируются в рамках обособляющей культуры.
Реализация принципов равенства и коллективизма
выражается в унификации людей по одному фактору и
порождает однообразное общество с заинтересованностью
людей друг в друге. Воспроизведение таких отношений
формирует важнейшую проблему однофакторноунифицирующей
культуры: закрытость общества, отсутствие стимулов к
развитию, уравниловку. Снятие этого противоречия стало
возможным при введении в культурный контекст в качестве
стержневого ценностного средства принятия решений
категории «доверие», в соответствующих
культурно-исторических контекстах принимающей формы
уравнительной справедливости, «всеобщей любви» и т. п.
Это ценностное средство в определенных
социально-исторических ситуациях разворачивается в
соответствующих космоцентристских (био- или
экоцентристских) идеологиях. Отличительной чертой таких
идеологий можно назвать их локальный, узконаправленный
характер, отсутствие идеологий, несущих в себе
универсальные цивилизационные рамки, при очень высоком
разнообразии конкретно-исторических примеров: от джайнов
до утопического социализма, от ранних христиан до
анархо-синдикализма, от ортодоксальных буддистов до
идеализации крестьянской общины, от шаманизма до
движения зеленых. Отсутствие феноменов разворачивания
уравнительной культуры на уровень идеологий,
претендующих на универсальные общецивилизационные рамки,
скорее всего, является важнейшей идеологической
проблемой развития всего человечества. Этот дефицит
межцивилизационного доверия становится в настоящее время
не только проблемой культурно-политической, но и
экономической.