Реализация принципов равенства и индивидуализма
выражается в дифференциации людей по одному фактору и
порождает однообразное общество с отсутствием интереса
людей друг к другу. Воспроизведение таких отношений
формирует важнейшую проблему
однофакторнодифференцирующей культуры: человек, вступая
в отношения с другими, становится чужд своей
деятельности, ее условиям, средствам и результатам, а в
конечном счете и самому себе, результаты и продукты
деятельности становятся выше своего творца и подавляют
его. В этом суть культурно-исторического феномена
отчуждения. Снятие этого противоречия стало возможным
при введении в культурный контекст в качестве
стержневого ценностного средства принятия решений
категории «свобода» как возможности деятельности и
поведения в условиях отсутствия внешнего целеполагания,
способности человека овладевать условиями своего бытия,
преодолевать зависимости от внешних сил.
Это ценностное средство в определенных
социально-исторических ситуациях разворачивается в
соответствующих антропоцентристских идеологиях, наиболее
полной из которых является гуманизм. Необходимо отметить,
что общества, имеющие в основе своих идеологий иной
набор принципов общественного самоопределения, не
порождают проблемы отчуждения и не нуждаются в свободе
как ценностном основании принятия решений. Там свобода
воспринимается как некий концептуальный конструкт,
инструментально и/или конъюнктурно применяемый в
некоторых определенных ситуациях или игнорируется вообще.
Реализация принципов неравенства и индивидуализма
выражается в дифференциации людей по множеству факторов
и порождает разнообразное общество с отсутствием
интереса людей друг к другу. Воспроизведение таких
отношений формирует важнейшую проблему
многофакторнодифференцирующей культуры: несоответствие
сущности человека его положению в обществе, понимаемую
как обособление и несправедливость во всех возможных
сферах человеческого бытия и, как следствие, все
разнообразие социальных конфликтов. Снятие этого
противоречия стало возможным при введении в культурный
контекст в качестве стержневого ценностного средства
принятия решений категории «справедливость», в
соответствующих культурно-исторических контекстах
принимающей различные формы распределения, «воздаяния» и
т. п.