Главная >
Наука и практика
> М.Ю.Савельев Мультикультурный
институционализм
Обратная сторона предельного универсализма – высокая
сложность системы, резко ограничивает возможности экспорта
этой модели устройства общества. Хотя попытки, особенно
усиливавшиеся с ростом индийской экономики, предпринимаются.
Намного более успешным является экспорт оппортунистических
идей индийской традиции. В первую очередь – буддизма,
лежащего в основе большинства менеджерских систем личной
саморегуляции и самоусовершенствования.
Необходимо заметить, что базовая система самоорганизации
внутри неортодоксальных религиозных групп индийского
происхождения как на индийском субконтиненте, так и в
Юго-Восточной Азии, включая в некоторой степени и мусульман
этих регионов, а также внутри каст и индийских диаспор в
западном мире может быть классифицирована как система с
сетевой координацией. Все это позволяет говорить об
индийской системе управления как самой разнообразной в мире.
Похожим на исламский проект управления государством
выступает индусское проектное решение отделения неизменных
высших принципов дхармы (мира идей – концепций и ценностей)
от преходящих систем управления обществом и бизнесом артхи (мира
деятельности) и этих обоих – от потребительской активности
камы (мира жизнедеятельности). Это позволяет обеспечивать не
только главенство гражданского общества над государством и
бизнесом, но и независимость их от конъюнктурных колебаний
потребительской активности и индивидуальных интересов. Такая
модель позволяет обеспечить максимально высокое качество
принимаемых управленческих решений.
Из
всех культурных традиций мира по нашей классификации
индийская наиболее близка к центру: индивидуализм принятия
решений сочетается с коллективной идентификацией и
общественной саморегуляцией, изначальное социальное
неравенство дополняется системами индивидуального духовного
развития. Наряду с универсализмом базовой системы
общественной координации это позволяет индийскому обществу
легко заимствовать все достойные импорта проектные решения,
даже если они на первый взгляд взаимоисключающие:
англосаксонское правовое регулирование и государственное
планирование, крупные государственные социальные проекты и
плодотворно работающие демократические институты,
сословно-кастовую стратификацию и самоорганизацию индийской
диаспоры (табл. 34).
Страница 203 из 487 «Первая
Оглавление
<
201 202
203 204 205
>
Последняя»
|