Главная >
Наука и практика
> М.Ю.Савельев Мультикультурный
институционализм
Импорт социалистических проектных решений не просто не
отторгается исламской традицией, а в силу гибкости
социальных принципов воспринимается как аутентичное
существование общества, независимо от уровня его богатства.
И нефтяные эмираты, и бедные и перенаселенные Йемен и
Иордания одинаково позитивно воспринимают и успешно
реализуют различные социальные программы. В результате
количество социально-классовых конфликтов
имущественно-распределительного характера по сравнению с
западным миром в арабском (да и в целом исламском) мире
ничтожно. Даже если они и возникают, то носят сословный,
межэтнический, межконфессиональный или международный
характер, примером последнего варианта конфликта может
служить вторжение Ирака в Кувейт.
Противоположная ситуация с импортом проектов демократизации.
Задача интеграции общества там решена аутентичным
применением критериев справедливости, изначально заложенных
в исламе. Демократия же в основном воспринимается как
внешняя попытка Запада подорвать традиционно сложившуюся
сословную и половозрастную стратификацию общества и главное
– непреходящие нормы ислама. Особенно это заметно при
реализации различных феминистических программ, так как
исламский индивидуализм имеет особую поправку: базовая
социальная единица там не индивидуум, а семья. Действительно,
если нормы изменять нельзя, то к чему демократия? Достаточно
хорошо работающих судов.
Индивидуализм при принятии решений в исламской традиции
предопределен тем, что решение принимается не демократически,
не консенсуально, не авторитарно, не тем, кто обладает
наибольшим количеством богатства, а тем, кто обладает
наибольшими знаниями. В первую очередь знаниями непреходящих
норм ислама. Исламская цивилизация (как и брахманистская) –
это знаниецентристкая цивилизация. Разнообразие подходов к работе
с системой знаний выражается в разнообразии суннитских и
шиитских религиозно-правовых школ, отличающихся разными
подходами к методологии права.
Страница 200 из 487 «Первая
Оглавление
<
198 199
200 201 202
>
Последняя»
|