Создать учётную запись   Войти

Заглавная страница
Рекомендации пользователям
Поиск по сайту

Об организации
Программы исследований
Наука и практика
Продукты и консультации
Обучение
Кадры
Конкурсы

Форум
Тезаурус
Сбор пожертвований


 

Главная > Наука и практика > М.Ю.Савельев Мультикультурный институционализм

 

 Страница 59 из 487  «Первая Оглавление < 57 58 59 60 61 > Последняя»

 

Оскорбительные для мусульман карикатуры на пророка, вполне допустимые с точки зрения толерантности (терпимости) – эгоистической нравственной нормы либерализма (от публикации карикатур доходы мусульман не зависят, следовательно, у них нет оснований предъявлять претензии), никогда не станут допустимыми для мусульман. Просто потому что если они с этим согласятся, то мусульмане перестанут быть мусульманами, а превратятся в людей западной культуры. Сущностью всех ближневосточных религиозных традиций является уважение не только интересов, но и чувств других людей, поддержание с ними комплиментарных отношений, даже если их взгляды вы не разделяете. Средством обеспечения этой комплиментарности и выступают нравственные нормы, ограничивающие эгоистическую природу человека.

Иудейская, христианская и исламская этики, ограничивая эгоизм, прививают человеку альтруистические нормы поведения. И если в отношениях европейцев высшим нравственным основанием отношений людей друг к другу является терпимость (готовность допускать существование инакомыслия), то более альтруистическими, но все еще в основном эгоистическими нормами становятся нормы уважения и справедливости. Уважение (почтительное отношение, основанное на признании достоинств другого) как эмоционально-этическая норма в применении к правовым, экономическим и политическим отношениям приобретает форму справедливости – требования соответствия роли человека в обществе и его социального положения.

Очевидно, что экономические отношения, в которых справедливость применяется в качестве нравственного критерия принятия решений, ничего общего с либеральной моделью экономики никогда иметь не будут. Более того, невозможно построить единую экономическую модель для всех случаев применения критерия справедливости. В зависимости оттого, что в конкретном историческом обществе считается справедливым, мы получим множество патерналистских экономических систем, как множество точек на кривой, построенной в соответствии с функцией общественного благосостояния, на которой возможны решения от «минимального государства» (когда богатый ограничивает себя только минимальным доходом бедного) до эгалитарного. Как тонко по этому поводу заметил Роулс (Джон Ролз/John Bordley Rawls), что «можно легко переходить от одной моральной концепции к другой просто меняя параметр [v]» уравнения 1 [305, с. 664].

                              (1)

где Г – функция общественного благосостояния;  – полезность для индивида; h – полезность отражает индивидуальные оценки; v – параметр моральной оценки.

 

 Страница 59 из 487  «Первая Оглавление < 57 58 59 60 61 > Последняя»

Ссылка для цитирования:
Савельев М.Ю. Мультикультурный институционализм: Общая экономическая теория цивилизаций. Политическая экономия традиционализма. Проект сетевого общества : [монография] - Ижевск : Ассоциация по методологическому обеспечению деловой активности и общественного развития «Митра», 2015. - 488 с. Страница 59. http://cognitiofluctus.ru/science/s001/059.htm
 
 
 

 

 

Дизайн ©  Alerian

426034, Россия, г.Ижевск, ул.Университетская, 1
Телефон: 8 (3412) 43-31-15