Главная >
Наука и практика
> М.Ю.Савельев Мультикультурный
институционализм
Оскорбительные для
мусульман карикатуры на пророка, вполне допустимые с
точки зрения толерантности (терпимости) –
эгоистической нравственной нормы либерализма (от
публикации карикатур доходы мусульман не зависят,
следовательно, у них нет оснований предъявлять претензии),
никогда не станут допустимыми для мусульман. Просто
потому что если они с этим согласятся, то мусульмане
перестанут быть мусульманами, а превратятся в людей
западной культуры. Сущностью всех ближневосточных
религиозных традиций является уважение не только
интересов, но и чувств других людей, поддержание с ними
комплиментарных отношений, даже если их взгляды вы не
разделяете. Средством обеспечения этой комплиментарности
и выступают нравственные нормы, ограничивающие
эгоистическую природу человека.
Иудейская, христианская и исламская этики, ограничивая
эгоизм, прививают человеку альтруистические нормы поведения.
И если в отношениях европейцев высшим нравственным
основанием отношений людей друг к другу является терпимость
(готовность допускать существование инакомыслия), то более
альтруистическими, но все еще в основном эгоистическими
нормами становятся нормы уважения и справедливости. Уважение
(почтительное отношение, основанное на признании достоинств
другого) как эмоционально-этическая норма в применении к
правовым, экономическим и политическим отношениям
приобретает форму справедливости – требования соответствия
роли человека в обществе и его социального положения.
Очевидно, что экономические отношения, в которых
справедливость применяется в качестве нравственного критерия
принятия решений, ничего общего с либеральной моделью
экономики никогда иметь не будут. Более того, невозможно
построить единую экономическую модель для всех случаев
применения критерия справедливости. В зависимости оттого,
что в конкретном историческом обществе считается
справедливым, мы получим множество патерналистских
экономических систем, как множество точек на кривой,
построенной в соответствии с функцией общественного
благосостояния, на которой возможны решения от «минимального
государства» (когда богатый ограничивает себя только
минимальным доходом бедного) до эгалитарного. Как тонко по
этому поводу заметил Роулс (Джон Ролз/John Bordley Rawls),
что «можно легко переходить от одной моральной концепции к
другой просто меняя параметр [v]» уравнения 1 [305,
с. 664].
(1)
где Г – функция общественного благосостояния;
–
полезность для индивида; h – полезность отражает
индивидуальные оценки; v – параметр моральной оценки.
Страница
59 из 487 «Первая
Оглавление
<
57 58
59 60 61
>
Последняя»
|