Главная >
Наука и практика
> М.Ю.Савельев Мультикультурный
институционализм
Адам Смит, как известно, был противником
рационалистических теорий этики, указывая на
происхождение нравственности из чувства симпатии,
сопереживания [220], т. е. был сторонником субъективного
идеализма. Источником нравственности в его понимании
является человек. И в этом Смит солидарен со своими
оппонентами – материалистами эпохи Просвещения, сущность
которой Иммануил Кант (Immanuel Kant) определял как
широкое использование человеческого разума для
реализации социального прогресса. В этих основаниях мы
находим источник разумного эгоизма классической
политэкономии в частности и идеологии либерализма вообще.
Такой
взгляд на нравственную природу человека возник, как известно
в полемике со средневековой схоластикой и католической
нравственностью. Общим для Просвещения и схоластики,
очевидно, является рационализм. В этом Просвещение является
прямым результатом развития схоластики, восходящей к
позднеантичной философии. Отличие только в предмете мышления,
куда вместо религиозных догматов деятели Просвещения вносили
природу, право, общество и т. д. Но то, что разработанные
схоластами рациональные инструменты мышления идеально
соответствуют эгоистическому индивидуализму, не было
случайностью. Ведь схоластика, как известно, обслуживала
интересы установления папского абсолютизма, создания в
Европе теократического государства.
Страница
57 из 487 «Первая
Оглавление
<
55 56
57
58 59
>
Последняя»
|