Главная >
Наука и практика
> М.Ю.Савельев Мультикультурный
институционализм
Необходимо заметить, что эта модель перераспределения
применяется для принятия налоговых, ценовых и
распределительных решений государства в отношении
индивидов или социальных групп, но не для принятия
решений самим человеком. В случае, если индивид сам
будет применять моральный критерий к своей деятельности,
то мы получим совершенно иную модель экономической
системы, в которой критерий максимизации своего
богатства не действует вообще. Таковой моделью будут
экономические отношения в обществе, где нравственность
более альтруистическая, чем эгоистическая. Скорее всего,
именно в этой точке и находится граница между
патернализмом и эгалитаризмом. Моральным основанием
такого общества будет, например, доверие между людьми,
т. е. такие отношения, при которых индивидуализм менее
распространен, чем коллективизм. Крайним случаем
альтруистических, коллективистских нравственных
оснований будет милосердие и любовь к другому человеку.
Например, неоконфуцианская традиция исследования и
проектирования общественных отношений, восходящая к Мэн-цзы
[Менций, Mencius], исходит из допущения изначально доброй
нравственной природы человека. На этом основании идеи
легизма о регулировании отношений с помощью законов
конфуцианством отвергаются. В результате в рамках
нравственных оснований и надконституционных норм ли-этикета
оказалось возможным создание централизованной экономической
системы, в целом защищенной от установления тоталитарного
режима. Ясно, что создание централизованной экономики в
рамках хоть и коллективистской, но основанной на теории
классовой борьбы и оправдании насилия этике марксизма во
всех странах неизбежно заканчивалось созданием тоталитарного
государства и разрушением общественных связей. Возвращение
же к исходной конфуцианской этике в японских корпорациях и,
отчасти, в денсяопиновском Китае показывает возможность
развития централизованной экономики в наше время.
Страница
60 из 487 «Первая
Оглавление
<
58 59
60 61 62
>
Последняя»
|