Эта хозяйственная традиция сложилась еще в
античном мире, когда инфраструктуру бизнеса
составляли охватывавшие всю средиземноморскую
ойкумену храмы античных богов. Они оказывали
весь спектр необходимых бизнесу услуг:
финансовых, гостиничных, складских, страховых,
информационно-маркетинговых, охранных и т. д.,
но после перехода к монотеизму церковь получила
возможность выполнять еще одну инфраструктурную
функцию – судебную. Все юристы Европы готовились
в основном в Болонье, под эгидой Папы римского,
что обеспечивало единообразное исполнение
договоров, а основным средством дознания в судах
была религиозная клятва, нарушение которой
означало исключение из экономической жизни
практически навсегда. Это отмечает и Лука Пачоли:
«В больших республиках бывало достаточным слова
честного купца… И да не удивится никто этому,
ибо католическая вера спасает всякого, а вне ее
невозможно быть угодным Богу» [171, с. 18]. Но
стоимость такой монопольной инфраструктуры была
очень высокой. В общем, в Европе тогда дело шло
к возникновению теократического государства,
похожего на ламаистский Тибет.
Когда северогерманские феодалы решили, что
больше не хотят делиться с папским престолом
своими доходами, и поддержали понятную
простолюдинам еретическую пропаганду Лютера, то
можно было ожидать, что и это восстание будет
потоплено в крови очередным крестовым походом.
Но к этому моменту двойная запись, разработанная
Пачоли, уже активно применялась в хозяйственной
практике, что обеспечивало купцов надежным
источником дешевых доказательств своих
требований, помимо религиозной клятвы. И купцы
снабдили лютеранские армии необходимыми
средствами. Началась Реформация. В ответ на
протестантскую Реформацию пришла Контрреформация,
католическая реакция на распространение
протестантизма в ряде стран Европы. Центральная
Европа, в основном территория современной
Германии, в Тридцатилетней войне потеряла
половину населения. В странах, сохранивших свою
приверженность католичеству, свирепствовала
инквизиция, в протестантских странах – не менее
фанатичные последователи Жана Кальвина (Jean
Calvin/Jehan Cauvin) и других ортодоксов
протестантизма. Одновременно, благодаря
случайным открытиям Колумба, межсословную
структуру богатства подорвали поставки дешевого
золота из Америки, что усилило роль третьего
сословия и снизило влияние феодалов. Так,
благодаря протестантской этике, ресурсам
межконтинентальной торговли и управленческой
технологии бухгалтерского учета зародилось
буржуазное общество.