Отказ от признания в плановом хозяйстве ценностного
принципа неравенства не позволял теоретикам
политэкономии социализма перейти на приоритет
организационного инвестирования и, следовательно,
делегировать большую часть полномочий по управлению
бюджетами вниз по менеджерской иерархии. Вместо этого
делегирование в полном соответствии с принципом
равенства при всех реформах приводило к увеличению фонда
оплаты труда и полной разбалансировке потребительского
рынка и системы ценообразования, а не к приоритетному
росту качества продукции.
Этот исторический экскурс показывает, что важнейшей
микроэкономической задачей проектирования экономических
систем является проектирование организации. Теории
монополистической и несовершенной конкуренции не были
направлены на проектирование адекватных этим концепциям
институциональных оснований деятельности хозяйствующих
субъектов, а всего лишь послужили изменению
макроэкономической и институциональной политики
государства. А институциональное проектирование
организаций в условиях централизованного планового
хозяйства при явной его активности не учитывало
сущностных оснований соответствующего типа координации
и потерпело фиаско.
3.3.1. Критика
теории организации
Итак, в рамках нашего исследования при проектировании
организации необходимо ответить на вопрос о том, какие
требования предъявляются к ней той или иной моделью
координации хозяйствующих субъектов. Но вначале
необходимо определиться с тем, что такое организации
вообще и зачем они возникают. Под организацией обычно
понимают два значения: процесс и объект [241, c. 416].
Процесс – это деятельность по упорядочению чего-либо.
Объект – определенный тип объединения, которому обычно
приписываются признаки системности. Для нашего
исследования необходимо выработать второе – понятие «организация»
как объект, рассматривая первое – как процесс
становления второго.