Главная >
Наука и практика
> М.Ю.Савельев Мультикультурный
институционализм
Все это говорит о том, что «невидимой руки» Адама Смита
попросту не существует. И даже не потому, что не все на
планете – европейцы, и не потому, что пока не
разработано рыночных методов управления монополиями и
крупными многоуровневыми корпорациями. А потому, что «симметричный
обмен» существует только как концептуальная редукция.
Так же, как «идеальный газ» или «абсолютно черное тело».
Для науки это полезно, а для практики – неадекватно.
Обмен асимметричен в силу того, что он существует. И
существует потому, что асимметричен. Действительно, если
бы все в каждый момент времени имели одинаковые
потребности, то обмена бы не существовало вообще.
Следовательно, при рыночном обмене какая бы цена ни была
назначена, она ущемляет интересы одного участника в ущерб
другому (когда говорят о взаимном выигрыше, то обычно
умалчивают, что у одного выигрыш больше). А если базовые
характеристики участников обмена качественно отличаются по
нескольким параметрам (величина общего богатства, уровень
удовлетворяемой потребности, редкость обмениваемых ресурсов,
идеологические и иные информационные асимметрии и т. д.), то
обмен не просто неэффективен, а вынужден. Это точно
асимметрия. Со всеми признаками несправедливости,
эксплуатации и ущерба общественным интересам.
Индивидуализм и равенство отрицают сами себя. Вся история
европейской цивилизации – история отказа от равенства в пользу
индивидуализма вплоть до создания квинтэссенции максимально
эффективного индивидуализма – фашизма. Но, слава Богу,
оказалось все-таки, что без иных критериев общество
неспособно развиваться. Именно по этим причинам здоровая
часть европейской культуры восприняла христианство как
идеологию милосердия, породила социализм как идеологию
применения критерия справедливости, демократию – как
средство интеграции общества и зеленое движение – как
идеологию экологичности.
Из четырех возможных
сочетаний сочетание «равенство – индивидуализм» – самое
неустойчивое. И концептуально, и практически. Это породило
еще одно важнейшее качество европейской цивилизации –
расширение, как средство обеспечения устойчивости бытия
индивида.
Страница 161 из 487 «Первая
Оглавление
<
159 160
161 162 163
>
Последняя»
|