Создать учётную запись   Войти

Заглавная страница
Рекомендации пользователям
Поиск по сайту

Об организации
Программы исследований
Наука и практика
Продукты и консультации
Обучение
Кадры
Конкурсы

Форум
Тезаурус
Сбор пожертвований


 

Главная > Наука и практика > М.Ю.Савельев Мультикультурный институционализм

 

 Страница 161 из 487  «Первая Оглавление < 159 160 161 162 163 > Последняя»

 

Все это говорит о том, что «невидимой руки» Адама Смита попросту не существует. И даже не потому, что не все на планете – европейцы, и не потому, что пока не разработано рыночных методов управления монополиями и крупными многоуровневыми корпорациями. А потому, что «симметричный обмен» существует только как концептуальная редукция. Так же, как «идеальный газ» или «абсолютно черное тело». Для науки это полезно, а для практики – неадекватно. Обмен асимметричен в силу того, что он существует. И существует потому, что асимметричен. Действительно, если бы все в каждый момент времени имели одинаковые потребности, то обмена бы не существовало вообще.

Следовательно, при рыночном обмене какая бы цена ни была назначена, она ущемляет интересы одного участника в ущерб другому (когда говорят о взаимном выигрыше, то обычно умалчивают, что у одного выигрыш больше). А если базовые характеристики участников обмена качественно отличаются по нескольким параметрам (величина общего богатства, уровень удовлетворяемой потребности, редкость обмениваемых ресурсов, идеологические и иные информационные асимметрии и т. д.), то обмен не просто неэффективен, а вынужден. Это точно асимметрия. Со всеми признаками несправедливости, эксплуатации и ущерба общественным интересам.

Индивидуализм и равенство отрицают сами себя. Вся история европейской цивилизации – история отказа от равенства в пользу индивидуализма вплоть до создания квинтэссенции максимально эффективного индивидуализма – фашизма. Но, слава Богу, оказалось все-таки, что без иных критериев общество неспособно развиваться. Именно по этим причинам здоровая часть европейской культуры восприняла христианство как идеологию милосердия, породила социализм как идеологию применения критерия справедливости, демократию – как средство интеграции общества и зеленое движение – как идеологию экологичности.

Из четырех возможных сочетаний сочетание «равенство – индивидуализм» – самое неустойчивое. И концептуально, и практически. Это породило еще одно важнейшее качество европейской цивилизации – расширение, как средство обеспечения устойчивости бытия индивида.

 

 Страница 161 из 487  «Первая Оглавление < 159 160 161 162 163 > Последняя»

Ссылка для цитирования:
Савельев М.Ю. Мультикультурный институционализм: Общая экономическая теория цивилизаций. Политическая экономия традиционализма. Проект сетевого общества : [монография] - Ижевск : Ассоциация по методологическому обеспечению деловой активности и общественного развития «Митра», 2015. - 488 с. Страница 161. http://cognitiofluctus.ru/science/s001/161.htm
 
 
 

 

 

Дизайн ©  Alerian

426034, Россия, г.Ижевск, ул.Университетская, 1
Телефон: 8 (3412) 43-31-15