Главная >
Наука и практика
> М.Ю.Савельев Мультикультурный
институционализм
Базовая модель экономической жизни в европейской
культуре – симметричный, эквивалентный обмен. На этом
построена исходная модель экономической теории – модель
рынка совершенной конкуренции – однородного рынка, а
также иные фундаментальные следствия гипотезы
однородности, такие, как, например, теория общего
равновесия и теория централизованного планирования [213,
с. 145].
Иные
модели в западной экономической теории рассматриваются от
противного – насколько меньше в них рыночного, т. е. «естественного».
А то, что они вполне жизнеспособны, если рассматривать в них
жизнь не в соответствии с критериями европейцев, а в
соответствии с критериями «аборигенов», европейских
экономистов-теоретиков не очень-то интересует.
Даже
по этим двум основаниям общественного самоопределения (равенство
– неравенство, индивидуализм – коллективизм) возможно
существование четырех типов культур, базовых структур
общества (моделей экономики) с соответствующими ценностными
критериями принятия решений (критериями максимизации
богатства).
Изменения в экономической жизни самих европейцев показывают,
что:
· рынки товаров и
рабочей силы все более контролируются несколькими продавцами
или покупателями [275, с. 60, 79–80];
· вместо рыночной
координации в большинстве случаев применяются или
квазирыночные структуры (асимметричный рынок, сеть), или
управляемые аллокации (административной, демократической или
деспотической форм) [213, с. 24];
· в ценообразовании
все меньше применяется критерий эффективности и все чаще –
справедливости или экологичности;
· внутрифирменный
товарообмен в некотором приближении сравнялся с рыночным
[84, с. 40].
Страница 159 из 487 «Первая
Оглавление
<
157 158
159 160 161
>
Последняя»
|