Главная >
Наука и практика
> М.Ю.Савельев Мультикультурный
институционализм
Поэтому кроме эпистемологических предпосылок
формирования новой экономической парадигмы существует и
вторая часть – материалистические предпосылки, которые
заключаются в наличии иного источника богатства. Таким
источником богатства, по нашему мнению, и
является социальная форма информации – знания.
Наиболее развитые страны переходят с уровня управления,
на котором основная проблема – это регулирование
товарно-денежных (или иных экономических) коммуникаций,
на уровень, для которого основная проблема – это
регулирование научно-технического прогресса с помощью
применения знаний об управленческих технологиях (табл.
2).
В
российском научном сообществе самым активным образом идет
обсуждение необходимости новой парадигмы экономической
теории [291, с. 90–338]. Но сколько ни говори «парадигма»,
научное знание от этого не изменится. Обсуждение, к
сожалению, не заходит дальше пережевывания ставших уже
избитыми формул типа «Д–Т–Д¢». Это, конечно, от методической
неосредствленности и категориальной зашоренности, которая,
очевидно, будет преодолена только с естественной сменой
поколений в научном сообществе.
Наряду с популяризацией новых научных принципов (например,
[46]), появляются и работы, в которых новый методический
инструментарий применяется самым естественным образом. Ярким
примером этого процесса можно назвать работу И. Н.
Шургалиной «Реформирование российской экономики: Опыт
анализа в свете теории катастроф» [264]. Но основная
проблема исследования И. Н. Шургалиной – это сознательный
уход от фундаментальных вопросов экономики в «свободные ниши»
проблем переходной экономики, в которых классическая наука
оказалась явно недееспособна. Кроме того, этой работой
полностью унаследованы от классической науки предмет
исследования (национальная производственная система),
проблематизация (экономический кризис), которые могут быть
и, скорее всего, будут полностью пересмотрены в рамках новой
экономической парадигмы. В результате этот
запрограммированный «аутизм» привел И. Н. Шургалину не к
получению более точного научного результата, а всего лишь к
опыту метафорического применения нового типа мышления.
Страница
54 из 487 «Первая
Оглавление
<
52 53
54
55 56
>
Последняя»
|