Страница
30 из 487 «Первая
Оглавление
<
28
29
30 31
32
>
Последняя»
В
настоящее исследование понятие культуры транслировано из
общей методологии, которая относит культуру к особого рода
нормативным требованиям. Она «требует от человека
предельного преодоления индивидуального и совместного
эгоцентризма и вписанности в „законы бытия“ универсума за
счет нейтрализации своей „частности“» [14, с. 68]. Культура
является, таким образом, воспроизводимой в определенном
обществе частью знания, которое имеет следующую
иерархическую структуру: ценности, принципы, языки (для
искусственных языков – категориально-понятийный аппарат),
картины мира (онтологии), концепции (в науке – теории и т.
п. элементы фундаментальной науки), методы (в том числе
прикладная наука), стратегии, тактики, оперативные решения,
описания феноменов и ситуаций.
В
общей методологии ценности определяются как абстрактные,
безусловно побуждающие к деятельности представления
о потребностях в отношении «мира» (универсума). Социальные
установки, жизненные стратегии, символы и мифы, которые
в социологических, в первую очередь эмпирических,
исследованиях часто именуют ценностями, например, в работе
«Базовые ценности россиян», под ред. А. В. Рябова и Е. Ш. Курбангалеевой [26], с точки зрения настоящего исследования
ценностями не являются, так как такой подход к ценностям не
позволяет ставить их в основание проектирования институтов.
Исходной гипотезой методологии настоящего исследования
является допущение того, что в каждой культуре элементы
иерархии знаний связаны между собой требованием
непротиворечивости. В случае противоречия между
иерархическими уровнями культура становится
невоспроизводимой и разрушается. Цель исследователя в этом
случае не описать влияние культуры на принятие
управленческих решений (хотя таких исследований и
достаточно), а квазигенетически реконструировать эти связи,
создав тем самым идеальные экономические системы. Иные
концепции культуры не позволяют достичь этой цели. Цепь
рассуждений о влиянии культуры на управление заключается в квазигенетической реконструкции норм от ценностных принципов
к понятийно-категориальному аппарату и далее к онтологии
и концепции управления.