Для предотвращения такого эсхатологического
исхода российской цивилизации необходимо
существенно менять систему правового
регулирования экономической деятельности. Такое
изменение, конечно, можно назвать изменением
экономического строя общества или, говоря
современным языком, построением новой
экономической системы, но необходимо дать одно
уточнение: для этого управленческого изменения
не нужно социальной революции, так как все
необходимые институты уже существуют. Необходимо
всего лишь внести в них некоторые уточнения и
изменить приоритеты политики.
4.2.1.
Структура собственников
Первейшей конституционной нормой нашего общества
должна стать норма приоритета интересов и прав
потребителей над интересами и правами инвесторов,
трудящихся, изобретателей, предпринимателей и
менеджеров. Во исполнение этой нормы в отношении
организаций необходимо законодательно признать
равенство денежных потоков от инвестиций всех
форм и от приобретения товаров и, как следствие,
– равенство прав на управление инвесторов и
потребителей. Ориентировочный состав
управленческих компетенций потребителей приведен
в разд. 3.6.3. Варианты реализации этих прав:
· прямое
голосование всех потенциальных конечных
потребителей на национальном, региональном или
локальном рынке сбыта разумно применять в
отношении стратегических для данной территории
предприятий (например, Газпром для России в целом
или водоканал для отдельного города);
· принятие
решений группой представителей потребителей,
выбранных из их числа по жребию, репрезентативно
основным секторам сбыта, как очно – в жюри, так
и заочно – опросом.
Менее демократические формы участия потребителей
в управлении: промежуточных покупателей и только
фактических конечных потребителей разумно
исключить из числа организационно-правовых форм
организаций, как наименее отвечающие интересам
потребителей. Такие преобразования необходимо
провести не только в отношении всех коммерческих
организаций, но и в отношении всех муниципальных
и государственных учреждений, оказывающих услуги
населению.