Другим направлением использования этой модели в
государственной и муниципальной сфере можно
назвать отраслевую реструктуризацию. Так, для
муниципалитетов очевидны решения по созданию на
их основе независимых организаций потребителей в
сферах образования, здравоохранения,
жилищно-коммунального
хозяйства, которые могут быть дополнены и
другими организациями, например, обеспечения
общественной безопасности. Для государственного
управления разумно формирование организаций
потребителей на базе государственных агентств,
российских акционерных обществ (авто- и
железнодорожное хозяйство, аэропорты,
магистральные трубопроводы и т. д.)
Очевиден вывод, что в условиях доминирования
сетевой координации граница между частным и
публичным правом стирается и главенствующую роль
в системе права занимает коллизионное право как
инструмент разрешения противоречий между нормами,
принятыми в разных центрах принятия решений.
Например, при противоречии принятых к исполнению
инвестиционных проектов в смежных отраслях
экономики. Нормотворчество в этом случае
становится средством сохранения культуры и морали,
средством, обеспечивающим соответствие новой
нормы более локальной норме. Основным источником
права тогда является обычай, как инструмент,
наиболее соответствующий главенству локальной
нормы, а образцовой правовой системой –
традиционное право.
Сформулированные здесь компетенции потребителей
могут быть разделены с инвесторами в
человеческий, физический и организационный
капитал, при этом эти инвесторы не могут иметь
более половины голосов, а потребители могут
обязать менеджмент выкупать у инвесторов их
права, тем самым уменьшая долю голосов
инвесторов и уменьшая финансовые издержки
организации. Инвесторы за свои инвестиции
получают плату в формах финансовой ренты или
ренты лояльности, потребители же получают выгоду
только из факта потребления продукции
организации по согласованным и обоснованным
общественно необходимыми затратами ценам. Такую
выгоду потребителя, получаемую им за его доверие
к организации, можно назвать рентой доверия
или рентой потребителя.