Иерархическая координация как очевидная форма реализации
принципа неравенства порождают однонаправленные денежные
потоки, а рентный характер отношений, обусловленный
принципом коллективизма, требует максимального раскрытия
информации в отношении деловых партнеров. Отношения
централизованной иерархической координации могут
существовать только в условиях норм морали, определяемых
как комплиментарная правдивость. «Жесткость» цен и «мягкость»
бюджетов порождает общество информационной открытости
каждого в отношении всех при условии формирования
чувства вины в отношении неравных по статусу участников
иерархической цепочки. Наиболее полно такая мораль
раскрыта в дальневосточных культурах: конфуцианской
морали, японской гири, монгольской Ясе.
Модель координации в рамках консолидирующей культуры
определена как централизованная иерархическая
координация хозяйствующих субъектов. При такой
координации всегда имеется выбор, какую часть суммарных
для общества издержек минимизировать в первую очередь:
общественные, трансакционные или индивидуальные, так как
основной критерий эффективности – бюджетная
эффективность. Такую модель координации называют также
командной экономикой и управляемой аллокацией. Наиболее
полно идеализированный объект такого рода описан в
конфуцианской модели и де-факто, но не де-юре существует
в современной Японии, а также находится на разных
стадиях становления в большей части индустриальных стран
Дальнего Востока. С оговорками относительно нравственных
оснований к сходным идеализированным объектам можно
отнести советскую модель плановой экономики,
реализованной в разные периоды XX века в нескольких
десятках стран мира.
Представленная здесь общая теория координации
хозяйствующих субъектов является реконструкцией норм
деятельности на основании их непротиворечивости друг
другу и выведена исходя из ценностных принципов
общественного самоопределения. Все реконструированные
нормы не требуют правового принуждения, а способны
функционировать в форме обычаев и нравственных норм.