Фактические методы
конкурентной борьбы территорий, которые для российской
ситуации будут рассмотрены ниже, в своей основе имеют
несколько различных подходов, в научной литературе не
совсем корректно называемых парадигмами [62, с. 84].
Базовая модель европейской системы управления
рассматривала регион как территорию, на которой
осуществляют свою предпринимательскую активность
субъекты хозяйственной деятельности. В настоящее время
этот подход трансформировался в модель региона-рынка,
при этом ареал региона рассматривается не только в
территориальных границах с другими регионами, а как зона
влияния этого региона на территории других регионов.
Регионы как бы накладываются друг на друга. Благодаря
такому размытому взгляду на регион административные
границы перестают играть какую-либо значимую роль.
В
этом случае особую роль приобретают даже не отдельные
производственные, товарные, трудовые, финансовые и
информационно-знаниевые ресурсы или их комплексы, а
территориальное размещение центров принятия решений.
Конкуренция между территориями здесь выражается в борьбе
за создание и привлечение на свою территорию таких
центров. Наиболее известным случаем реализации этой
модели является неоколониализм, где центры принятия
решений в отношении развивающихся стран находятся в
бывших метрополиях или в международных экономических
институтах (Международный валютный фонд /МВФ/, Всемирная
торговая организация /ВТО/, Всемирный банк).
Исследования похожих процессов проведены и в России,
например, доклад Центра стратегических исследований
Приволжского федерального округа (ЦСИ ПФО) «На пороге
новой регионализации России» [266].
Среди наиболее ярких примеров такой конкуренции можно
назвать перенос части федеральных институтов управления
и, особенно, головного офиса Газпрома из Москвы в
Санкт-Петербург, что сделано петербургским лобби с целью
пока, к сожалению, малоуспешного формирования второго в
России постиндустриального центра развития. Второй
пример – постиндустриальная судьба Курганской области,
оказавшейся в неоколониальной зависимости от соседних
регионов: промышленные ресурсы выведены в Свердловскую
область, сельское хозяйство контролируется из
Челябинской, высвободившиеся трудовые ресурсы вывозятся
на временные работы в Тюменскую, а вся «социалка»
осталась руководству региона.