Суть его в том, что близость культур создает в
общественном сознании как европейцев так и мусульман
иллюзию, что представители другой группы – просто
заблуждаются, и их можно сравнительно легко исправить.
Когда это не удается, то разочарование при невысоком
уровне массовой культуры порождает агрессию, а при
высоком уровне образования – культурно-идеологическую
экспансию, что только усиливает отчуждение и далее
переходит в открытый конфликт. Наличие этих процессов с обеих
сторон мы и наблюдаем. Демографические и
макроэкономические тенденции таковы, что у европейцев
нет шансов выйти из этого конфликта без существенных
потерь.
В
результате на Ближнем Востоке сложилась двоякая
стратегия развития. Первая – квазиевропейская, образцом
которой стала Турция, направленная на максимально
быструю интеграцию в европейский мир. Вторая –
панисламистская, направленная на сохранение исламской
идентичности и претендующая в перспективе на мировое
господство. Обе эти стратегии не исключают, а полноценно
дополняют друг друга, поэтому можно говорить о
сложившейся системе управления:
· вывоз сырья
обеспечивает финансирование исламской идентичности как
внутри, так и вовне исламского мира, а также систем
национальной безопасности, важнейшее место в которых
занимает обретение ракетно-ядерного оружия;
· вывоз
трудовых ресурсов и интеграция отдельных стран в Европейское
сообщество при сохранении исламской идентичности делает
весьма реалистичным проект исламской колонизации
Европейского субконтинента с целью создания самого
крупного и влиятельного мирового объединения.
Роль исламского терроризма в этой ситуации, скорее всего,
провокационная: это самое сильное идеологическое
средство поддержания исламской идентичности. Хотя и
фактическое вытеснение европейского населения с
занимаемых им территорий может быть следствием
экстремистских процессов: такова ситуация в Республике
Косово, а в перспективе – и в Израиле, который прекратит
свое существование при сворачивании финансовой поддержки
извне.