Главная >
Наука и практика
> М.Ю.Савельев Мультикультурный
институционализм
Возрастает неравенство между развитым и развивающимся миром:
страны периферии с ¾ мирового населения располагают всего 35
% мирового ВВП. Многие исследователи констатируют снижение
классового неравенства внутри развитых стран [84, с. 59–60],
но если учесть нарастание международного неравенства,
которое в силу существования ТНК стало разновидностью
классового неравенства, то выводы западных экономистов о
несбыточности утверждений К. Маркса о падении реальной
заработной платы [218, с. 316] не кажутся столь
убедительными. Так, соотношение подушевого ВВП в пяти самых
богатых странах к пяти самым бедным в 1958 году составляло
30 к 1, а в 2000-м – 55 к 1. В 2000 году 11 % ВВП
приходилось на страны с 41 % мирового населения, а 56 % – на
страны с 15 % мирового населения. Разрыв в размерах ВВП на
душу населения между этими группами стран составил 13,8 к 1
[84, с. 51].
Все
это позволяет классифицировать конфликт между развитыми и
развивающимися странами как разновидность классового
конфликта, приобретшего международный характер. Наслаивание
на это межкультурных, межэтнических, расовых,
межконфессиональных противоречий существенно обостряет и
стимулирует экстремальные виды классовой борьбы, частью
которой становится и международный терроризм. Уровень
неравенства не дает никаких шансов разрешить эти
противоречия.
Возрастает неравенство между странами одной культурной
традиции. Так, в Европейском союзе большую часть
перераспределяемых средств выделяют 3–4 страны-реципиента (Германия,
Нидерланды, Великобритания, Франция). Вторжение Ирака в
Кувейт было поддержано большинством жителей арабских стран
из-за высокого неравенства между малочисленными
нефтедобывающими монархиями и густонаселенными бедными
странами.
Возрастает неравенство между разными территориями одного
государства, безразлично – развитого, переходного или
развивающегося. Так, в Японии в начале 1990-х годов 44
префектуры дотировались за счет доходов остальных трех
префектур «Большого Токио» [90, с. 323]. В России сходная
ситуация: только четыре субъекта федерации обладают ресурсом
развития: два входящих в столичную агломерацию и два
малочисленных нефтегазодобывающих автономных округа
производят более ⅓ валового регионального продукта (ВРП)
страны. Остальные регионы-доноры государственного бюджета
России так же, как и реципиенты, реальных ресурсов развития
не имеют.
Страница 228 из 487 «Первая
Оглавление
<
226 227
228 229 230
>
Последняя» |