Главная >
Наука и практика
> М.Ю.Савельев Мультикультурный
институционализм
Более поздние европейские воззрения на государство не вышли
за пределы этих доктрин: изменялись только глубина
проработки правовых положений, нравственная,
интеллектуальная или экономическая обусловленность субъектов.
Но никак не подвергались сомнению ни экзогенный характер, ни
монофакторность возникновения и изменения государства.
Признаки «общественного договора» можно обнаружить и в других
культурных традициях, например, в раннем буддизме и моизме.
Но подобные взгляды на государство там всегда были
периферией более развитых и обоснованных моделей,
предполагавших и эндогенный характер, и многофакторность
возникновения, и многофункциональность существования
государства (табл. 20).
Таблица 20.
Причины возникновения и предназначения государства,
классификация теорий государства
Причины
возникновения / предназначение
государства |
Равенство –
однофакторные,
экзогенные,
материалистические
теории возникновения |
Неравенство –
многофакторные,
эндогенные,
идеалистические
теории возникновения |
Индивидуализм –
однофункциональные теории предназначения |
Однофакторное однофункциональное
государство, т. е. государство – инструмент
господствующей социальной группы: «ночной сторож»,
диктатура господствующего класса, «минимальное»
государство |
Многофакторное
однофункциональное государство, т. е. государство –
сильнейший участник социальных процессов:
божественная воля, другие теории знаниевого фактора
происхождения государства |
Коллективизм –
многофункциональные теории предназначения |
Однофакторное
многофункциональное государство, т. е. государство –
инструмент выполнения заказа всего общества:
общественный договор, хунта, руководящая партия |
Многофакторное
многофункциональное государство, т. е. государство –
есть общество: теории самосовершенствующегося
государства |
Страница 179 из 487 «Первая
Оглавление
<
177 178
179 180 181
>
Последняя»
|