Главная >
Наука и практика
> М.Ю.Савельев Мультикультурный
институционализм
Действительно, если главное для общества – определить,
какова эффективность использования имущества, то для
экономики существует только то, что создает положительный
денежный поток. С этой точки зрения автозавод в Ижевске как
явление экономическое не существует. Это что-то вроде
египетских пирамид: извлечь доход из них можно, а построить
на этот доход такое же сооружение с целью его
первоначального использования – невозможно. Так как
первоначальная цель уже никому не известна. И Ижевский
автозавод – наследие прошлых эпох, доставшееся горожанам от
их предков. Деньги на нем зарабатывать могут, а заниматься
собственным автомобилестроением – нет.
Только рынок, учитывающий все факторы (в том числе и фактор
административного принуждения и асимметричной
информированности участников рыночного обмена – по сути,
факторы неравенства) позволяет соблюсти справедливость.
Уравнительное общество, ориентированное на самое себя, будет
интересовать только то, сможет ли оно существовать в
дальнейшем, следовательно, рыночная стоимость, учитывающая
асимметрии между членами этого общества, для него не
существует, так же как не важна для иерархического общества
текущая эффективность: такое общество интересуют только
фактические решения стратегического порядка.
Этот
культурологический анализ методов оценки стоимости позволяет
утверждать, что роль денег в разных культурах различается
столь существенно, что можно утверждать, что деньги в разных
культурах – это совершенно разные социальные институты. Как
справедливо заметил Жак Сапир (Jacques Sapir): «В самом деле,
теоретическое утверждение об исключительной важности денег
как социальной связи основывается на смешении понятий
сравнимости и соизмеримости… Смешение этих двух понятий
препятствует созданию важнейшей программы исследования
проблем сравнимости объектов, которые невозможно измерить,
используя те же шкалы и характеристики» [213, с. 138].
6. Предмет капитализации и протезная цивилизация
Европа – родина капитализма. Но источник этого явления
находится в более глубоких онтологических основаниях
европейского мышления. Наиболее благоприятный уровень
увлажнения европейского полуострова по сравнению с
ойкуменами иных древних цивилизаций не требовал создания
сложных ирригационных систем. Наряду с относительно более
суровыми прочими природными условиями (в первую очередь с
оледенением), это предопределило преобладание в деятельности
европейцев личной активности по освоению и приспособлению
окружающей среды, которая по мере воспроизводства во
множестве поколений постепенно сформировала культурные
основания индивидуализма.
Страница 172 из 487 «Первая
Оглавление
<
170 171
172 173 174
>
Последняя»
|