Главная >
Наука и практика
> М.Ю.Савельев Мультикультурный
институционализм
С
точки зрения естественного права существующие правовые
нормы в отношении информационных объектов можно
охарактеризовать следующими замечаниями. «Патентное
право» есть форма защиты интеллектуальной собственности.
Но кого и от кого? «При решении одинаковых задач разные
люди могут совершенно самостоятельно прийти к одинаковым
техническим решениям… Причем в дальнейшем число таких
собственников может неограниченно увеличиваться. В том,
чтобы попытаться скрыть какую-то идею от конкурентов,
есть и смысл, и правовая основа. Но в том, чтобы
препятствовать применению идеи, ставшей известной,
никакой правовой основы нет… Фактически, патент защищает
не право собственника „владеть, пользоваться и
распоряжаться“ своим объектом собственности, поскольку
он продолжает „владеть, пользоваться и распоряжаться“
этим объектом. На деле патент защищает монопольное „право“
одного из граждан использовать „свой“ информационный
объект собственности, и одновременно нарушает права всех
остальных граждан, запрещая им волевым порядком свободно
использовать ту информацию, которой они владеют на тех
же основаниях… В данном случае перепутано право
считаться первооткрывателем той или иной идеи с правом
использования идеи, ставшей уже всеобщим достоянием. В
результате наносится ущерб всем потребителям, поскольку
любая монополия – это прежде всего ценовая монополия. В
конечном итоге патент превращается в законодательную
поддержку технической отсталости» [94, с. 136–137].
Похожая ситуация и с «авторским правом». «К сожалению,
понятие „авторское право“ оказалось перепутанным с понятием
„право собственности“, а право на общественное признание
превратилось в „право“ на обладание коммерческими
привилегиями… Говорят, что за использование имени нужно
платить. Но кто мешает самому автору использовать свое имя,
если оно стало настолько известно, что может служить
торговой маркой? Информация тем и специфична, что допускает
продажу права с одновременным его сохранением у продавца…
Современная трактовка „авторского права“ – это не что иное,
как наделение художника правом несколько раз получать за
картину, которую он единожды уже продал. И как это все это
вяжется со священным правом частной собственности?» [94, с.
139–142]. Или лицо, создавшее какое-то произведение, желает
остаться исключительным его собственником – тогда оно
произведение не публикует, или оно желает стать автором, то
тогда публикует и тем самым лишается монополии на
произведение, а все остальные его собственники получают
право делать с этим произведением все, что им
заблагорассудится.
Страница 150 из 487 «Первая
Оглавление
<
148 149
150 151 152
>
Последняя»
|