Главная >
Наука и практика
> М.Ю.Савельев Мультикультурный
институционализм
Так что же представляет собой этот поведенческий
стереотип наемного работника и потребителя товаров и
услуг? Сравним с двумя другими. Сходство с охотником и
собирателем очевидно, особенно на фоне явных различий
этих двух со стереотипом аграрного хозяйства. Системы
охотника и наемного рабочего открыты внешней (у первого
– природной, у второго – социальной) среде, находящейся
вне возможностей существенного воздействия с их стороны.
У агрария, наоборот, система деятельности имеет
замкнутый характер при высоком уровне управляемости с
его стороны.
Индустриализация – это процесс возврата человечества к стереотипам
охотника и собирателя на новом кормящем ландшафте, имеющем
не природное, а антропогенное происхождение. Отсюда
принципиальный вывод о снижении ответственности наемного
работника за окружающий мир, снижение роли, а то и
деградация таких базовых, даже ценностных социальных
институтов, как семья, община, государство, религия,
национальность, родина и т. д.
Из
этой концептуальной зарисовки для нас важны два следствия.
Во-первых, то, что теоретики постиндустриализма определяли
как постиндустриальное общество, является устойчивой фазой,
завершающей индустриальный переход, а не новой формой, по
сравнению с индустриальным обществом. Переход в устойчивую
фазу начался намного раньше признаков постиндустриального
общества и далеко не закончен даже в наиболее развитых
странах.
Во-вторых, современная частная собственность есть «аграрный
атавизм», поведенческий стереотип аграрного общества. Но
неадекватность данного института стала очевидна не сейчас,
а еще в период первых социалистических революций: якобинской
диктатуры во Франции, диктатуры пролетариата в России
и других странах,
вставших на путь «социалистического», читай –
государственно-монополистического развития. Сохранение этого
института как ценностного в англосаксонской культуре
является скорее не правилом, а исключением, обусловленным
традицией, сродни таким институтам как, например,
конфуцианская этика в Китае, кастовая система в Индии или
исламское право в мусульманских странах.
Страница 147 из 487 «Первая
Оглавление
<
145 146
147 148 149
>
Последняя»
|