Что касается стадного общества, то высшим
иерархическим уровнем развития такого общества
является наличие кормящего ландшафта,
обеспечивающего физиологическое воспроизводство
стада. При отсутствии кормящего ландшафта мы имеем
общество, объединенное межличностными коммуникациями
(например, клуб по интересам). При отсутствии
поведенческих коммуникаций структура общества
определяется структурой толпы. И только при утрате
этого параметра порядка можно говорить об обществе
Робинзона (табл. 7).
1.6. Частная
методология самоорганизации экономических систем
Предложенная выше гипотеза о самовоспроизведении и
саморазвитии общества не может быть принята в
качестве онтологемы общества без надлежащих
исследований эмпирического материала. Но такая
работа требует отдельного крупномасштабного и
подробного социально-исторического исследования,
выходящего за рамки настоящего текста. Здесь эта
гипотеза играет только методологическую роль,
основанную не на исследовании фактов социальной
жизни, а на исследовании сформировавшихся у других
исследователей мнений об этой жизни. При этом мнения
этих исследователей не проверялись ни на истинность,
ни на реализуемость, а только на предмет наличия в
них устойчивых стереотипов восприятия социальной
жизни. Кроме того, эта гипотеза опирается в основном
на представления о социальном развитии и структуре
общества, сформировавшихся в рамках западной
культуры, и почти не касается знаниевых систем иных
цивилизаций.
Несмотря на это
предложенная гипотеза позволяет из общесоциального
контекста теми же методологическими средствами, с сохранением
тех же только что указанных ограничений и допущений
выделить экономическую сферу жизни общества,
сконцентрировавшись на одной из центральных
экономических категорий – денежной системе. При этом
необходимо также учесть, что здесь рассматриваются
представления о денежной системе, сформировавшиеся
исключительно в западной цивилизации.