Главная >
Наука и практика
> М.Ю.Савельев Мультикультурный
институционализм
Различие гипотез социальной эволюции обычно связано со
спорами между «эндогенизмом» и «экзогенизмом», «холизмом»
и «атомизмом», «идеализмом» и «материализмом»,
детерминизмом и стохастическими подходами [221, с. 409].
Экзогенизм объясняет
развитие общества внешними факторами, эндогенизм –
внутренними, с точки зрения принципа подчинения
неустойчивость системы определяется внешним управляющим
параметром, но возникновение параметра порядка,
определяющего новый иерархический уровень, зависит от
сложившейся внутренней структуры и места возникновения
флуктуации. Холизм (в первую очередь структурализм)
указывает на наличие свойств, не сводимых к свойствам
частей (у нас это эмерджентные свойства – параметры
порядка), атомизм же допускает, «что системное целое
можно понять как агрегат определенного рода основных
единиц» [221, с. 409], в нашей методологии это
подтверждается тем, что любая социальная система
обладает структурой самовоспроизводящейся информационной
системы. Идеализм придает ведущее значение
нравственности, материализм – экономическому базису, в
нашей же модели каждый функциональный императив
поочередно становится флуктуирующим – местом
возникновения параметра порядка. С точки зрения нашей
модели детерминизм изучает устойчивые состояния общества,
стохастические подходы – моменты неустойчивости,
возникновения параметров порядка.
1.5.5. Обобщенная модель
самоорганизации информационной системы общества
Очевидно, что и аграрное, и современное городское общество
относятся к антагонистическому обществу, в котором личные
или эгоистические цели реализуются в ущерб общественным или
альтруистическим целям. Во многих антропологических,
этнологических и исторических исследованиях в разных
категориях описаны следующие иерархические уровни:
· небольшие аграрные
государства (общины, царства, полисы [118, с. 131–145]) с
двумя стратами: старейшин, обладающих знаниями новой
аграрной технологии, и общинников (аристократы и демос,
патриции и плебеи); так возникло общество письменной
традиции; в современном мире есть такие страны, не способные
развиваться соразмерно с другими и сохраняющие формальную
политическую независимость в силу традиции;
Страница 104 из 487 «Первая
Оглавление
<
102 103
104 105 106
>
Последняя»
|