Создать учётную запись   Войти

Заглавная страница
Рекомендации пользователям
Поиск по сайту

Об организации
Программы исследований
Наука и практика
Продукты и консультации
Обучение
Кадры
Конкурсы

Форум
Тезаурус
Сбор пожертвований


 

Главная > Наука и практика > М.Ю.Савельев Мультикультурный институционализм

 

 Страница 66 из 487  «Первая Оглавление < 64 65 66 67 68 > Последняя»

 

Исходя из современной постнеклассической рациональности науки, знания об обществе зависят как от средств и способов, так и от ценностно-целевых установок их получения. Наиболее ярким примером субъективности якобы «объективных» экономических законов можно назвать поставленный Полом Энтони Самуэльсоном (Paul Anthony Samuelson) в его популярном учебнике в качестве изначального экономического закона на первый взгляд совершенно объективный закон редкости, который гласит, что ресурсы ограничены [211, с. 16]. Но существуют экономические исследования, прямо фальсифицирующие этот закон. Речь идет об известных исследованиях неформальной, в том числе и криминальной экономики: если закон «не укради» не действует, то и закон редкости не действует тоже. В пореформенной России 1990-х годов мы наблюдаем именно этот феномен экономических отношений. Неудивительно, что ни один экономический закон из учебников по «экономикс» в постперестроечной России не действовал. Ученые, чиновники, бизнесмены были в шоке…

Второй пример действительно изначального экономического закона – единственное экономическое заявление Иисуса Христа: «Кесарево кесарю, а божие богу». Некоторые пытаются представить это заявление как фискальную пропаганду, что явно не согласуется с задачами столь именитого пропагандиста. Если рассматривать базовую задачу христианства как спасение души человеческой с помощью покаяния, то в этой норме содержится требования не привязываться к деньгам. Именно существование этой нормы позволила ученым в дальнейшем перейти к исследованию денег независимо от их потребительской стоимости и разработать весь современный арсенал монетарной политики.

Логичное развитие ближневосточной традиции экономического нормотворчества в продолжение ветхозаветного «не брать чужое» и новозаветного «возвращать чужое» мы находим в базовой норме ислама: давать милостыню, т. е. «отдавать свое». Эта норма во всевозможных ее интерпретациях, в свою очередь, позволила исследователям экономики обнаружить перераспределительные экономические отношения и спроектировать всяческие модели дележа результатов хозяйственной деятельности.

 

 Страница 66 из 487  «Первая Оглавление < 64 65 66 67 68 > Последняя»

Ссылка для цитирования:
Савельев М.Ю. Мультикультурный институционализм: Общая экономическая теория цивилизаций. Политическая экономия традиционализма. Проект сетевого общества : [монография] - Ижевск : Ассоциация по методологическому обеспечению деловой активности и общественного развития «Митра», 2015. - 488 с. Страница 66. http://cognitiofluctus.ru/science/s001/066.htm
 
 
 

 

 

Дизайн ©  Alerian

426034, Россия, г.Ижевск, ул.Университетская, 1
Телефон: 8 (3412) 43-31-15