Главная >
Наука и практика
> М.Ю.Савельев Мультикультурный
институционализм
По мнению самих функционалистов, функционализм нельзя
считать теорией (дедуктивной системой знаний) [7, с.
51], это скорее система методов исследования социальных
объектов. В своих исследованиях они выделяют три уровня:
уровень норм (утверждений членов группы относительно
того, как им следует себя вести и как они ведут себя в
действительности в различных обстоятельствах), уровень
роли – связки норм, отождествляемых с функцией и уровень
института – связки ролей [7, с. 47]. Внутри
структурно-функционального анализа различают два
основных подхода: структурный, идущий от анализа
различных структур к обнаружению выполняемых ими функций,
и функциональный, когда постулируется определенная
совокупность функциональных требований и затем
выявляются различные структуры, осуществляющие эти
функции [114, с. 400]. В структурном функционализме
сложилось мнение, что для анализа взаимодействий людей «недостаточно
указать систему, в которой они происходят. Необходимо
найти устойчивые элементы в самой системе, аспекты
относительно устойчивого в абсолютно подвижном. Это и
есть структура… Структуры не связаны однозначно с
конкретными индивидами, но являются позициями участия
индивидов в системе. Функции есть то, что исполняется
структурными элементами. В соответствии с этим само
разделение на структуры и функции становится весьма
условным: то, что с одной точки зрения выступает как
структура, с другой – есть функция, и наоборот» [221, с.
382]. Толкотт Парсонс отождествил функцию с действием,
способствующим равновесию (гомеостазису) и интеграции
социальной системы, ее адаптации и целедостижения в
окружающей среде [114, с. 439; 221, с. 382; п. 1.5.2], а
исследование мотивированного действия привело его к идее
«некоторого нового уровня анализа, на котором парными
категориями являются не структура и функция, а структура
и процесс» [226, с. 65]. При этом понятие функции «…становится
тогда исходной точкой, для формулировки проблем, которая
оказывается общей для обоих подходов и которая связывает
их с помощью того, что она устанавливает их значение для
главного понятия – системы» [221, с. 382].
Страница 99 из 487 «Первая
Оглавление
<
97
98
99 100
101
>
Последняя»
|