Создать учётную запись   Войти

Заглавная страница
Рекомендации пользователям
Поиск по сайту

Об организации
Программы исследований
Наука и практика
Продукты и консультации
Обучение
Кадры
Конкурсы

Форум
Тезаурус
Сбор пожертвований


 

Главная > Наука и практика

Программа действий
Савельева Михаила Юрьевича
в качестве Главы муниципального образования «Город Ижевск»

 

Политическая ситуация

Сам факт проведения настоящего конкурса говорит о политическом кризисе в Удмуртской республике.

Новое руководство Удмуртской республики не привело в регион стратегического инвестора и не имеет поддержки среди влиятельных местных социально-экономических групп. В такой ситуации никто из местных политических групп не готов взять на себя политическую ответственность за управление городом Ижевском. В связи с этим проведение настоящего конкурса является средством выхода из этого политического кризиса.

Свою миссию в качестве Главы муниципального образования «Город Ижевск» в этой ситуации вижу в качестве технического руководителя, обеспечивающего максимально возможное вовлечение всех заинтересованных лиц и групп, в первую очередь жителей города, в принятие решений и консенсуальное взаимодействие между руководством Удмуртской республики и Городской думой города Ижевска.

Одновременно с этим позиция технического руководителя позволяет осуществить нововведения в управлении городом, которые ранее не проводились в связи с влиянием на политических руководителей города незаинтересованных в их осуществлении групп или в связи с их непопулярными в глазах избирателей последствиями.

 

Социальная ситуация

Проводимый мной и моими коллегами анализ социального самоопределения жителей города Ижевска (социологические опросы, динамический и сравнительный анализ склонности к потреблению/накоплению) говорит о стабильно депрессивном состоянии с 90-х годов прошлого века. Такое состояние в социальной активности отражается в устойчивом оттоке из города высококвалифицированных специалистов и вывода за пределы республики частных бизнес-проектов.

 

Экономическая ситуация

Мировая экономика находится в преддверии очередного кризиса (1998-2008-2018). Даже некоторое повышение мировых цен на нефть не предотвратило снижение прогнозов роста российской экономики. Учитывая 99-ти процентную корреляцию регионального продукта Удмуртии с мировыми ценами на нефть, следует ожидать дальнейшего ухудшения в формировании доходной части городского бюджета.

 

Критерий деятельности

Базовой целью действий Главы города с моей точки зрения является повышение качества жизни горожан. Даже снижение расходов бюджета города должно осуществляться в соответствии с этим критерием.

 

Основные направления действий

Сложившаяся ситуация требует решений по следующим направлениям:

1. Сокращение расходов бюджета города.

2. Оптимизация системы управления.

3. Сокращение доли республиканских субсидий в городском бюджете и наращивание федеральных источников финансирования.

4. Поиск дополнительных источников финансирования бюджета или внебюджетного финансирования объектов ответственности городского бюджета, в т.ч. от имущества города.

5. Снижение коррупционной нагрузки на бюджет и имущество города, в первую очередь институциональными средствами предотвращения коррупции.

6. Развитие всех форм активности горожан в целях развития города.

7. Запуск процессов развития города в новых точках роста.

 

Выбор приоритета деятельности

Из трех основных направлений расходов городского бюджета (ЖКХ, образование, инфраструктура) по проводимым нами с начала 2000-х годов исследованиям наибольшие возможности имеются в ЖКХ: уровень вывода активов из оборота организаций ЖКХ максимален, а эффективность использования городских ресурсов в ЖКХ минимальна, следовательно, именно здесь имеется возможность снижения как бюджетной нагрузки, так и формирование новых точек роста экономики города. Кроме того, ЖКХ Ижевска имеет большие возможности вовлечения горожан в принятие решений, т.к. участие в этих решениях прямо и сравнительно быстро будет отражаться на качестве жизни.

 

ЖКХ

Имеющиеся у нас проектные наработки по ЖКХ города содержат следующие меры:

1. Предметом договора на управление многоквартирного дома должен быть исключительно инвестиционный проект, направленный на улучшение качества жизни в доме, который менеджеры частной управляющих компаний предоставляют жителям на конкурс.

2. Менеджеры управляющих компаний имеют право на весь конечный доход от инвестиций до конца инвестиционного проекта, следовательно, договор на управление в случае его надлежащего исполнения не может быть расторгнут до конца инвестиционного проекта, а за невыполнение проекта перед заинтересованными сторонами менеджеры должны нести полную имущественную ответственность (всем своим имуществом).

3. Первоочередное право на инвестиции по этому договору должны иметь жители дома, гарантии доходности инвестиций инвесторам предоставляют менеджеры.

4. Первоочередное право трудоустройства для обслуживания дома должны иметь жители дома.

5. Выбор значимых сторонних подрядчиков и снабжающих организаций должен осуществляться жителями дома.

6. Жители дома должны иметь онлайн-доступ к данным бухгалтерского учета управляющей компании, следовательно, назначение бухгалтера (обслуживающей бухгалтерской организации), также находится в компетенции жителей.

7. В случае отсутствия инвестиционных предложений от частных управляющих компаний для управления домом достаточно институтов управдома, исполняющего смету под контролем со стороны муниципальной управляющей компании, выполняющей, по сути, функции централизованной бухгалтерии, или ТСЖ.

Применение такой модели управления ЖКХ будет иметь следующие последствия:

1. Рост качества ЖКУ.

2. Снижение стоимости ЖКУ.

3. Снижение соотношения цена/качество ЖКУ.

4. Рост инвестиционной и инновационной активности в целом секторе экономики города.

5. Рост занятости и доходов населения.

6. Снижение коррупции в ЖКХ.

7. Повышение гражданской активности населения.

8. Снижение нагрузки на бюджет, в том числе на социальную политику.

9. Увеличение налоговой базы.

10. Формирование вокруг успешных инновационных проектов новых точек экономического роста.

11. Общее моральное оздоровление ситуации в городе.

12. Сам по себе этот проект является революционной инновацией в управлении ЖКХ, в случае успеха имеющий потенциал разворачивания его во всероссийском масштабе.

 

Управление муниципальными предприятиями

В отношении руководителей муниципальных предприятий политика повышения эффективности их деятельности будет заключаться в создании им условий работы, аналогичных предложенным выше условиям менеджеров частных управляющих компаний. Дополнительной инновационной опцией в управлении муниципальными предприятиями может стать создание частно-муниципальных партнерств, в которых инфраструктурно-имущественный комплекс муниципальных ресурсов будет дополняться инвестиционными и инновационными возможностями частного сектора, инвестиционными ресурсами и гражданской активностью жителей при административной поддержке городских и республиканских органов управления.

Ожидаемые последствия таких управленческих инноваций также будут близки к вышеуказанным, но в этом случае дополнительно будет ожидаться рост доходов бюджета города за счет распределения выросшей прибыли этих организаций.

 

Управление образованием

Ситуация в образовании города Ижевска внушает серьезные опасения в связи с утратой тех конкурентных преимуществ, которые были приобретены в 90-е годы. Основной проблемой является волюнтаризм назначения директоров школ со стороны администрации города. Директора школ в этой ситуации оказались самой незащищенной частью системы образования: директор отвечает за все и может быть уволен в любой момент.

В этих условиях политика в отношении управленческих кадров образования требует следующих мер:

1. Назначение директоров (или управленческих команд) муниципальных образовательных организаций по конкурсу на длительный срок, с предварительным публичным рассмотрением программ развития на планируемый период.

2. Право голоса в выборе проектов и, соответственно, директоров, должно принадлежать жителям школьного (или иного) округа.

3. Использование в разработке проектов развития частно-муниципальных партнерств.

Такая управленческая инновация стабилизирует ситуацию в педагогических коллективах, сориентирует работу образовательных организаций на достижение необходимого потребителям образовательных услуг конечного результата образовательной деятельности, активизирует педагогические инновации, легитимно привлечет частные инвестиции в эту отрасль, снизит бюджетную нагрузку.

 

Оптимизация системы управления

При решении этой давно мне знакомой проблемы считаю необходимым перепроектирование всех структур управления в рамках процессуального подхода к проектированию, в связи с тем, что структурные решения системного и ценностного уровней в рамках задач технического руководителя администрации города избыточны.

В связи с этим в структуре планируется оставить только те подразделения, которые напрямую обеспечивают внешний документооборот администрации с горожанами, государственными органами управления, бизнесом и НКО. Остальные подразделения считаю необходимым формировать вновь будущему политическому руководителю, который сможет предложить жителям города в ходе предвыборной кампании (а не закрытого конкурса кандидатов) внятную стратегию развития вкупе с проектом бюджета города на срок его избрания.

Все решения стратегического характера, в этой ситуации, включая решения о назначении ключевых руководителей, определении критериев выбора поставщиков или возможном сокращении бюджета предлагаю принимать через публичные каналы:

1. Предоставление всем политическим партиям и заинтересованным группам возможности предложить свою версию решения.

2. Публичное обсуждение всех альтернатив.

3. Принятие решений на основании мнения горожан, используя для этого все формы прямой демократии и современные инфокоммуникационные технологии.

Такая модель принятия решений снимет социальную напряженность и позволит сформировать в городе осознавшее свои интересы активное гражданское общество.

 

Формирование точек роста

В ходе проведенных нами исследований в городе Ижевске выявлено полдюжины возможных точек роста, для которых имеющиеся ресурсы и возможности не использовались или в силу некомпетентности или нежелания общественного развития со стороны предыдущего руководство города и республики.

Приведу только один пример, озвученный мной на семинаре по стратегии города Ижевска несколько лет назад.

В силу исторических процессов в городе Ижевске пока еще имеется избыток высококвалифицированных приборостроителей, программистов и врачей. Общей рамкой для их деятельности является разработка и применение новых медицинских приборов. Под развитие этого сегмента должен быть заказ на подготовку специалистов в профильных вузах города, включая межвузовские формы подготовки будущих специалистов. Для поддержки предпринимательских проектов в этой сфере должна быть переориентирована работа фондов поддержки предпринимателей, сформированы специализированные бизнес-инкубаторы, кампусы, технопарки, созданы частно-государственные и частно-муниципальные партнерства. Результаты инноваций медицинского приборостроения могут быть применены в медицинских и профилактических организациях города. Под такую программу может быть построена соответствующая туристическая индустрия, основывающаяся на посещении Ижевска и Удмуртии на время вылечивания или реабилитации. Она за собой потребует и соответствующей культурной и рекреационной составляющей. Для продвижения такого комплексного продукта на всероссийский и международный рынок необходима разработка соответствующего имиджа города и республики и рекламная кампания.

Кроме ресурсных возможностей планируется использовать и другие возможности запуска новых точек роста:

- всероссийские программы и кампании,

- предложения различных групп и объединений (бизнес-структур, профессиональных, творческих, предпринимательских или иных союзов, религиозных, молодежных, правозащитных и прочих НКО),

- частные инициативы, нуждающиеся в административной и общественной поддержке.

 

Возможные первоочередные меры

В случае, если имеющиеся у меня официально не подтвержденные сведения о неисполнимости текущего бюджета города Ижевска соответствуют действительности, то моя роль как технического руководителя трансформируется в антикризисного управляющего, для которого первоочередными мерами будут стандартные антикризисные процедуры:

1. Секвестр бюджета.

2. Реструктуризация долгов.

3. Поиск источников санации.

В этом случае ни о каком исполнении ранее принятых муниципальных программах развития города Ижевска речи быть не может.

 

В результате предлагаемых действий будущий политический руководитель города получит компактную работоспособную администрацию, сбалансированный бюджет, запущенные проекты повышения качества жизни и новых точек роста, активное гражданское общество города Ижевска.

  

М.Ю. Савельев _____________________________

 

 

 

 

 

 
 

 

 

Дизайн ©  Alerian

426034, Россия, г.Ижевск, ул.Университетская, 1
Телефон: 8(3412) 43-31-15